Внутренняя динамика коучинга

Глава 7. Базисная точка: сотрудничество, основанное на принципах

То, что находится позади нас, и то, что находится перед нами, ничтожно мало по сравнению с тем, что находится внутри насРальф Уолдо Эмерсон

Пять основополагающих принципов Эриксона

Преобразующие беседы поддерживают людей в том, чтобы они по-настоящему жили своей жизнью, исходя из собственных решений. Беседы поддерживают людей в реализации их лучших видений. Для таких бесед требуется умение с первого взгляда дать правильную оценку людям, с которыми происходит общение, определить их индивидуальный жизненный опыт. Качества, которые сильные собеседники проявляют в разговоре, их участие, в жизни других людей и вклад, который они делают в эту жизнь, определяются некоторыми принципами, являющимися руководством к действию во время бесед.

Набор базовых принципов ведет мощного трансформационного собеседника за пределы обычного разговора. Именно это делало работу Эриксона исключительной. Принципы, на которых он основывал свое взаимодействие с людьми, демонстрируют его глубокое уважение к индивидуальному состоянию и опыту человека. Вот чудесная история о том, с какой легкостью Милтон, пользуясь воображением и юмором, вовлекал людей в полное ресурсов преобразование их собственной жизни.

Бенгальский тигр под кроватью

В детстве Милтон перенес полиомиелит и в течение 40 лет страдал от мышечных спазмов. Он знал, что такое боль и знал, как пользоваться визуализацией для работы с болью. Одна женщина в последней стадии очень болезненного рака не хотела принимать болеутоляющие средства так как понимала, что они перекрывают ей доступ к ее творческому "настоящему" уму. Она спросила Милтона об альтернативе лекарствам.

Милтон ответил: "Мадам, это просто. Вы можете сделать это самостоятельно, и вам потребуется секунда практики. Представьте себе на мгновение, что замечаете какое-то движение за прикрытой дверью. Вы поднимаете глаза и видите, как в вашу комнату входит огромный бенгальский тигр. Он не сводит с вас глаз, напрягает мускулы, готовясь к прыжку. Ну а теперь, глядя на тигра скажите, чувствуете ли вы боль?".

"Пожалуй, нет", — ответила изумленная женщина В последние месяцы жизни она пользовалась этой и подобными визуализациями как эффективным способом контролировать боль. Когда бы люди ни спрашивали ее о боли, она всегда отвечала: "Я прекрасно справляюсь. Я просто держу под кроватью Бенгальского тигра".

Основные правила Эриксона

Я призываю вас использовать описанные здесь принципы Эриксона как способы слушать и откликаться при общении с другими. Эти принципы создают "линзу", глядя сквозь которую, вы можете преобразовывать качество восприятия того, что предлагает вам жизнь. Принципы работают как способ создания глубоких отношений с людьми — вы слушаете их и говорите с ними, исходя из перспективы, которая поддерживает их трансформацию.

Мы сильно влияем друг на друга. Если мы смотрим на людей только сквозь линзу их нужд и депрессий, мы усиливаем и поддерживаем их внутренних гремлинов и убежденность в собственном бессилии. В ответ они практикуют старый способ мышления и действий, который препятствует их преобразованию. И напротив, если мы воспринимаем людей как целостных и дееспособных, они получают возможность — осознанно или неосознанно — учиться у собственных гремлинов и работать с ними в роли партнера, а не жертвы.

Будда сказал: "Что бы вы ни делали, вы делаете это для себя Когда вы осуждаете других, вы говорите о собственных недостатках". Когда ваш выбор — видеть, слышать, чувствовать и доверять людям во всей их полноте и целостности, вне зависимости от истории их жизни, вы соединяетесь со своей силой так же, как и с их силой.

Полезно думать о пяти основных принципах Эриксона, как о звезде, где каждый принцип подобен лучу, а каждый луч представляет собой один из принципов Эриксона. Завершим метафору: каждый человек заслуживает того, чтобы на него смотрели и воспринимали его в лучах сияющей звезды (рис. 7.1).

Принцип 1. Со всеми все о'кей

Этот принцип означает, что каждый человек хорош таким, какой он есть. Принцип основан на представлении, что все во Вселенной просто существует. Каждое явление — нормально, с ним все в порядке, потому что оно не может быть ничем иным, как самим собой. Почему? Да потому что Вселенной, чтобы оставаться в равновесии, требуется взаимодействие противоположностей. Заметьте: не существует света без тьмы, "здесь" без "там", "верно" без "неверно" и т. д. Не получится иметь одно без другого. И "удалить" часть Вселенной только потому, что она кажется"плохой" или "уродливой" просто невозможно. Ведь именно контраст дает нам основу нашего опыта. Вы сможете понять, что такое"белое", только если познали, что такое "черное". С"черным" и"белым" все в порядке!

Первый принцип Эриксона

Рисунок 7.1. Первый принцип Эриксона

Выбор, решения и обстоятельства, которые мы проходили в прошлом, ведут нас к настоящему моменту нашей жизни — жизни, которую мы живем сейчас. По-другому быть не может. Когда вы по опыту знаете и чувствуете, что с вами — таким, как вы есть, — все в порядке по отношению к вселенской целостности, то вы становитесь по другую сторону от осуждения, от отрицания самого себя и кого бы то ни было. Способность прочувствовать это дает глубокое осознание новых доступных возможностей.

Прошлые мысли и действия, согласно Эриксону становятся точкой отправления к следующей ступени обучения. Мы постоянно поднимаемся по лестнице познания. Это значит, что предыдущий "негативный" опыт дает нам возможность продвигаться к слиянию с нашими истинными ценностями и с нашим видением жизни. Все вокруг есть исходная точка, на которую мы опираемся в дальнейшем познании и изучении нового, в движении ко все большему мастерству, слиянию и целостности.

Принцип 2. У каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы

Сознательным разумом вы можете воспринимать лишь малую часть информации из той, что предлагает вам мир. Сознание очень ограниченно и пропускает только от 4 до 7 потоков информации, которая все время приходит из внутреннего мира ваших мыслей, а также из окружающего вас внешнего мира. Сознательный разум — это прибор для фокусировки. Бессознательное, напротив, прекрасно воспринимает все, что не попадает в пределы сознательного разума. Ему не требуется фокусировки сознания, чтобы справляться с жизненными процессами нашего тела — оно заставляет биться сердце, создает детей, исцеляет раны, отращивает волосы и соединяет нас со всем, что существует в нашем окружении (рис. 7.2).

Второй принцип Эриксона

Рисунок 7.2. Второй принцип Эриксона

Примите во внимание: бессознательный ум гораздо мудрее сознательного. Объем информации, которую вы замечаете и на которую реагируете, гораздо больше того объема, что может позволить себе заметить сознательный разум. Эта система глубокого бессознательного знания хранит все, что вы когда-либо узнали, весь ваш прошлый опыт, и сохраняет все, что происходит прямо сейчас, даже если вы не осознаете происходящее.

В коучинге, ориентированном на решение, считается "осознанным" то, что удерживается в восприятии в настоящий момент. Мы живем в культуре, где бытует убеждение, будто большая часть того, что мы делаем или думаем, мы делаем осознанно, четко воспринимая происходящее. А замечали ли вы, что каждый раз, когда вы что-либо говорите, ваша фраза просто появляется, целиком сформированная, основанная на внутренних и внешних вопросах вашего сознательного ума? Фактически, в большей части того, что мы делаем наилучшим образом, мы проявляем способности, которые превосходят наши сознательные процессы.

Сила преобразующей беседы заключается в том, что она позволяет людям вывести все свои внутренние ресурсы в сферу сознательного и действовать наилучшим образом. Как только люди расслабляются и начинают доверять себе, сознавая, что у них уже есть все ресурсы, чтобы быть успешными, им больше не нужны советы и одобрение других. Они открывают великие возможности поведения и достижений, основанные на системе глубинных знаний и бросают себе вызовы в продвижении вперед.

Принцип 3. Человек всегда делает наилучший выбор из возможных в данный момент

Чтобы обеспечить обучение и развитие, три наших мозга согласованно работают вместе. Ретикулярный мозг, эмоциональный мозг и церебральный мозг сотрудничают, чтобы это обучение могло происходить в различных формах. Основываясь на информации и развитии внутренних способностей, человек имеет доступ к любому поведенческому выбору. Выбор, сделанный на основании целостности, предполагает, что каждый человек всегда действует наилучшим образом, в соответствии с доступными ему возможностями (рис. 7.3).

Третий принцип Эриксона

Рисунок 7.3. Третий принцип Эриксона

Наша задача как трансформационных собеседников заключается в том, чтобы увидеть прошлый многогранный опыт людей превращения себя в жертву. Имейте в виду, что до тех пор, пока вы воспринимаете все события урезанными до понятий "следовало бы", "не следовало бы", вашей жизнью будут руководить беспорядок, разочарование и обида. Единственный способ поддержать людей и себя в том числе — это воспринимать события и людей целостными и такими, какие они есть.

Хороший коуч знает, что существование новых результатов, получение их и обладание ими требуют развития внутренней гибкости и определенных навыков, первый из которых — приятие правды другого человека. Развитие гибкости и навыков, расширяющих возможности познания, требует осознанности, приверженности открытиям и внимания, сфокусированного на новом способе бытия и действий.

Принцип 4. В основе каждого поступка лежат позитивные намерения

Иногда вам кажется, будто ваши действия идут вразрез с вашими интересами и намерениями. Даже если вы осознаете, что сделали наилучший выбор из всех возможных, причины, по которым вы совершаете те или иные поступки (рис. 7.4), могут поставить вас в тупик. Люди часто воспроизводят свои прошлые ситуации. Например, вы спрашиваете себя: "Почему я снова ем мороженое, если действительно хочу похудеть к лету? Почему я кричу на нее, если у нее и так стрессовая ситуация? Почему я снова и снова еду домой по этой дороге, хотя есть другие, более короткие?" и т. д.

Четвертый принцип Эриксона

Рисунок 7.4. Четвертый принцип Эриксона

Причины, которые находятся за пределами вашего выбора и возможности (или нежелания) что-то изменить, размещаются гораздо глубже вашего сознательного разума. Поэтому, вместо того чтобы воспринимать себя как самосаботажника, осознайте, что целью ваших действий и поведения является удовлетворение ваших насущных надобностей — это позитивное намерение и это является истиной для всех и каждого! Ваши три мозга или три разума разработали систему эмоциональных и мыслительных привычек, которая может показаться ограничивающей; на самом деле это стратегический камуфляж для истинных позитивных намерений, которые управляют поведением.

Позитивное намерение вашего поведения, вашего образа действий часто находится за границами вашего сознательного ума и направлено на удовлетворение ваших самых насущных потребностей данного момента. На ваш выбор постоянно влияет внутренняя необходимость заботиться о себе. Ваш выбор может даже подчиниться вашему выживанию, по крайней мере, иногда так это воспринимает ваш ум. Имейте в виду, что за образом действий, который, кажется, разрушает вас и ваш мир, всегда существует позитивное намерение, даже если вы этого не понимаете.

Если вы поверите, что в поедании целой пиццы на третий день диеты, в сделанном кое-как месячном отчете или в ограблении банка заложено позитивное намерение, которое связано с этими действиями, то сможете выйти на новый уровень понимания. Это даст возможность привнести осознанность, которая, в свою очередь, приведет к полезным изменениям. Человека может поддержать сознание, что его ум способен реализовать его нужды посредством более продуктивного, здорового и позитивного поведения. Это проведет его от саботажа к построению мудрости.

Принцип 5. Изменения неизбежны

Ваша сенсорная система, воспринимая различные сигналы, постоянно приспосабливается к ним. Одновременно с этим внешний мир откликается на вас. В результате ваше тело постоянно обновляет себя. Примите во внимание, что каждое человеческое существо после зачатия проводит в состоянии единичной клетки только около получаса. Осознаете ли вы, что 50000 клеток вашего тела умрут и на их месте появятся новые к тому времени, когда вы прочтете это предложение? Знаете ли вы, что мы обновляем наш скелет каждые три месяца, а кожу — каждый месяц?

Истина состоит в том, что ваш внутренний и внешний мир постоянно изменяются, и вы не можете не трансформироваться в ответ на все эти внутренние и внешние изменения, следовательно, крут обратной связи замыкается. Как человеческое существо, вы имеете возможность тянуться в направлении целей и намерений вашей настоящей жизни, сам процесс достижения приводит к изменениям (рис. 7.5). Быть человеческим существом — значит тянуться в осознанном направлении. В связи с этим возникают следующие вопросы: становитесь ли вы тем человеком, которым хотите стать в процессе изменений? Или вы все больше становитесь тем, кем не хотели бы становиться? Живете ли вы, руководствуясь обдуманным, осознанным выбором, или вами руководит случай? Привносите ли вы с годами в свою жизнь все больше цинизма или все больше лояльности?

Пятый принцип Эриксона

Рисунок 7.5. Пятый принцип Эриксона

Ваш сознательный разум сильно выигрывает, взаимодействуя с бессознательным, постоянно изменяя ваши автоматические и бессознательные реакции, поведение и чувства. Сила преобразующего коучинга заключается в том, что он соединяет все элементы планирования, визуализации результата и общения именно с нашими намерениями.

В заключение описания пяти принципов Эриксона, я хочу перейти от метафоры сбалансированной звезды к метафоре дома. С точки зрения коуча вы можете воспринимать эти принципы как принципы создания вашего внутреннего убежища или фундамента дома (рис. 7.6).

Когда ваши ум и сердце проникаются пятью принципами Эриксона, тогда беседы становятся преобразующими. Эти принципы могут привести вас к самым большим и действенным внутренним ценностям и уровням самоорганизации. Если вы научитесь использовать их как основу вашей жизни, вы будете успешно поддерживать себя и других.

Я предлагаю вам примерить набор принципов как очки, как часть вашего костюма или стильный аксессуар, который вы добавите к вашему гардеробу. Сначала это может показаться не очень удобным и, возможно, вам понадобится некоторая практика для того, чтобы смотреть на мир сквозь линзы этих принципов.

По мере того как они начинают проникать в ваши отношения с другими (и собой), вполне вероятно, вы в своих беседах будете натыкаться на разные формы сопротивления. Это просто привычные системы мышления или какие-либо другие привычки, которые на данный момент идентифицируются с ролью жертвы. Постепенно благодаря практике сопротивление отступит. Помните о том, что вы строите основу своих трансформационных бесед и находитесь в процессе трансформации своих мыслительных навыков.

Принцип создания внутреннего убежища

Рисунок 7.6. Принцип создания внутреннего убежища

Если принципы не срабатывают в освещении всего лучшего в людях и не поддерживают вас в вашей деятельности, если вы не удовлетворены своим "взносом", то в конце дня можете просто "снять очки" и вернуться к привычному образу мыслей и действий. Если принципы работают, то начните пользоваться ими прямо сейчас. По-настоящему используйте их! Их слияние с вашим умом и сердцем великолепно поддержит вас и людей рядом с вами в движении за пределы любого вызова и в направлении осознанного выбора.

Метод рассматривать любую ситуацию как нечто целостное, активирует ваши внутренние ресурсы. Пять принципов Эриксона, используемые обдуманно, с энтузиазмом и с определенной целью, разожгут огонь преобразующего потенциала в ваших беседах.

Когда вы смотрите на людей через "очки" основополагающих принципов Эриксона, вы предлагаете своим клиентам преобразующий опыт, подобно тому, как это делал Милтон.

В завершение главы мы хотели бы предложить вам забавное, простое и вместе с тем очень действенное упражнение.

Игра "Солнцезащитные очки"

Пригласите кого-нибудь, кого вы хорошо знаете, немного поиграть с вами. Ключевой момент в игре — легкий и веселый тон.

Сообщите вашему собеседнику, что вы собираетесь последовательно примерить две разные пары солнцезащитных очков, а вместе с ними "примерить" два абсолютно разных способа бытия, слушания и взаимодействия с собеседником. Затем попросите партнера поделиться своими впечатлениями по завершении упражнения.

Сначала, попросите партнера подождать две минуты, пока вы образно или буквально надеваете ваши темные солнцезащитные очки. Попросите его начать беседу. Слушайте и смотрите на него так, будто с ним что-то не в порядке, он беспомощен, надломлен и недееспособен. Пребывайте в этом состоянии очень недолго, максимум 2 минуты.

Пока вы слушаете, рассматриваете партнера таким образом и соответственно взаимодействуете с ним, пусть некая ваша часть станет беспристрастным наблюдателем и исследует ваше взаимодействие. Заметьте, какие приходят мысли, как вы ведете себя, как отвечаете партнеру, что чувствуете по отношению к нему? Как вы думаете, что стало возможным, а что не возможным для этого человека, пока вы смотрите на него сквозь темные очки?

Затем, понаблюдайте за партнером. Какого рода отклик вы получаете от него? Отметьте про себя его позу, язык тела, жесты, выражение лица, тон голоса, слова, которые он использует и т. д. Как вы думаете, что ощущает он, когда его воспринимают как беспомощное, надломленное, недееспособное существо? Как это меняет его поведение? Каково общее качество вашего взаимодействия?

Когда ваше тщательное двухминутное наблюдение за собой и партнером завершится, попросите его остановить разговор. Отметьте, насколько действенным было упражнение, и сделайте, по крайней мере, три глубоких вдоха и выдоха. Посмотрите в окно, разомните тело и смените положение.

Теперь, во второй раз, попросите партнера подождать две минуты, пока вы надеваете светлые солнцезащитные очки. На этот раз осуществите полный сдвиг в своем восприятии партнера. Слушайте и воспринимайте его как целостного, со всеми необходимыми ресурсами, полного сил и дееспособного человека! Смотрите на него как на гения, который растет и учится, естественно и легко прикладывает ко всему свою мудрость.

Снова займите позицию стороннего наблюдателя или коуча и исследуйте ваше взаимодействие. Обратите внимание на свои мысли, чувства по отношению к партнеру, на свое поведение и отклик. С такой точки обзора, что становится возможным или невозможным для этого человека?

Снова понаблюдайте за партнером: какой отклик вы получаете от него на этот раз? Заметьте его позу, язык тела, жесты, выражение лица, тон голоса, слова и т. д.

Какие сдвиги вы заметили на этот раз? Как вы думаете, что он ощущает, когда его слушают и воспринимают совершенно иным способом — как цельного, умелого, обладающего всеми необходимыми ресурсами, сильного и способного к действию человека? Как сказывается на его поведении, когда вы рассматриваете его таким образом? Как он ощущает себя в разговоре? Каково общее качество вашего взаимодействия?

Когда вы получите всю информацию, попросите партнера остановиться и предложите поделиться впечатлениями от первого раунда вопросов (когда на вас были темные очки), а также впечатлением от второго раунда (когда вы надели светлые очки).

Большинство людей отмечают, что это упражнение можно применить в реальном мире. Тщательно проанализируйте, что вы узнали, выполняя упражнение.

Открыли ли вы, что, слушая и воспринимая человека как ущербного, вы разрушаете его?

Обычно люди отмечают, что когда они смотрят на человека как на ущербного, они чувствуют бремя, потому что берут на себя ответственность, пытаются помочь и "отремонтировать" несчастного. И, с этой позиции, часто дают ему советы "по ремонту". Почему? Потому что сознательно или бессознательно они воспринимают человека настолько "нефункциональным", что считают необходимым спасать его от самого себя.

Человек, которого рассматривают с точки зрения его "надломленности", обычно замечает в своем собеседнике некий дискомфорт и сопротивление. Когда человека просят описать впечатление от разговора, он обычно отмечает, что в разговоре смутно или очевидно чувствовалось осуждение, проявлялось отсутствие поддержки, а сам разговор лишал их сил, хотя, зачастую затрудняется указать, в какие именно моменты это проявлялось.

Второй раунд разговора люди, которых воспринимали как цельную личность, имеющую собственные ответы на все вопросы, описывают как совершенно противоположный опыт. Собеседнику обычно очень приятно выслушивать такого человека, осознавая, что у того уже есть все необходимые ресурсы, чтобы быть успешным. Подобная перспектива освобождает и вдохновляет слушателя, так как он знает, что с человеком все в порядке и все работает, как положено.

Такое отношение порождает сильную приверженность сознательной поддержке человека в открытии его ресурсов и ответов на собственные вызовы и сосредоточенность на такой поддержке. Вместо того чтобы давать советы, вы как коуч начинаете задавать действенные вопросы, которые пробуждают в человеке гения.

Сосредоточившись на собеседнике как на целостной личности, задавая ему действенные вопросы, ожидая, что он способен ответить на них, вы заметите, что его внимание сместится от негатива к истинным желаниям. Подобная фокусировка создает возможность для роста и развития, и человеку становится очевидным то, чего он действительно желает.

Когда человека просят поделиться впечатлением от беседы, он обычно отвечает, что она была полна вызовов, но вместе с тем очень вдохновляла, поддерживала и ободряла. Человек заметит, что беседа дала силу глубже доверять себе и собственному выбору, несмотря на бросаемые вызовы.

Страница 4 из 6« Первая...23456