Киев, ул. Саксаганского, 28
+38(067) 123-11-18; +38(095) 100-11-18; +38(073) 233-11-18 [email protected]
Академия Коуч-Мастерства
Образованием Пробуждая Сознание Людей к Творческой Реализации Предназначения!

Древние корни коучинга

В наше время термин «коучинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. Коучинг называют профессией XXI века. Но с чего все начиналось? Откуда возник коучинг?

Проследить корни коучинга можно с тех самых пор, когда первобытные охотники учили следующее поколение добытчиков путем демонстрации, руководства, и выработки практических навыков. Дети подражали поведению взрослых их племени, прежде всего родителям. Так они приобретали необходимые умения и учились мыслить. Например, дети кузнецов становились лучшими кузнецами, чем их отцы, если к опыту предков добавляли собственный. Таким образом отрабатывались и улучшались приемы, техники и процедуры.

Истоки коучинга можно проследить в сократовских диалогах. Платон вслед за Сократом пытался дать ответы на вопросы: что есть добродетель, можно ли ей обучить, какой путь познания ведет к постижению истинной добродетели. Он считал, что любое благо, желаемое для человека, лишь тогда станет для него подлинным благом, если будет сопровождаться разумом, который позволит различить благо истинное и ложное. Различение это возможно лишь на основе знаний. Только знание позволяет людям постигать истинные ценности, делать осознанный выбор, быть добродетельным, становится совершенным. Таким образом, сущность всех важнейших добродетелей составляло знание. Это знание не может быть постигнуто в процессе традиционного догматического обучения. Оно может быть лишь результатом самопознания, открывающего истину внутри самого себя человека. Человек сам из себя, из своей души трудно и мучительно рождает истинное знание, позволяющее ему делать правильный жизненный выбор. То есть добродетели можно научиться, постигая самого себя. И помочь человеку в этом может учитель, ориентирующий его не на пассивное восприятие, а на активный поиск, предполагающий активное участие обучающегося, который самостоятельно разрешает познавательные проблемные ситуации. Примером такого учителя, по Платону, является Сократ с его «повивальным искусством», который утверждал, что он может помочь людям понять, но не в состоянии заставить их понять. Сегодня такой подход применяют в коучинге.

Коучинг в спорте был «изобретен» еще древними греками и римлянами.

Как новая форма консультационной поддержки коучинг появился в начале 80-х годов ХХ века. Сначала под этим термином понималась особая форма тренировки спортсменов, претендующих на выдающиеся результаты. Затем коучинг начали запрашивать успешные и начинающие бизнесмены, политики, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. С этого времени коучинг начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Вскоре эффективность коучинга стала общепризнанным фактом. В настоящее время коучинг как эффективная технология повышения личностной результативности наиболее широко используется в бизнес-образовании и сфере управления человеческими ресурсами.

Считается, что, помимо сократовских диалогов, предшественниками и истоками коучинга являются: методики наиболее продвинутых спортивных тренеров, гуманистический подход в психотерапии, работы психологов (Д. Гоулмена и др.) в сфере эмоционального интеллекта.

Гуманистический подход является основным принципом бизнес-образования в целом. Концепция гуманизации (Р. Бёрнс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) трактует цель человека как само актуализацию и самореализацию личности. В процессе коучинга задача коуча – помочь человеку задействовать все его возможности и способности, повысить ясность его восприятия, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих стереотипов, развить осознание, т. е. в конечном итоге обучить человека технологии саморазвития. Именно поддержка и сопровождение человека в коучинговых отношениях помогают человеку учиться самостоятельно принимать собственное решение.

А. Маслоу рассматривал жизнь как бесконечную череду выборов, которые мы должны совершать один за другим. И в каждом случае это выбор между движением вперед и регрессом. Можно выбрать путь в сторону большей защищенности, в направлении полной безопасности, и тягловой силой в этом путешествии будет страх, но можно устремиться к росту и расцвету личности. «Если сегодня вы все свои выборы сделали в пользу развития, это значит, что сегодня вы сделали несколько шагов в сторону самоактуализации». Он же говорил: «Попробуйте честно спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор, и вы обязательно почувствуете ответственность перед собой. А это уже само по себе – огромный шаг на пути к самоактуализации. Вопрос ответственности пока мало изучен. В наших учебниках ничего не говорится о результатах исследований ответственности…. Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется». В ситуации с коучингом клиент наблюдает за происходящими событиями, рассматривает варианты решений, делает выбор и осуществляет самостоятельно их реализацию, обсуждая с коучем достигнутые результаты. Таким образом, ответственность требует выбора. Выбор подразумевает свободу.

Можно сказать, что коучинг – процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. По мнению М. Рейнолдс, сертифицированного коуча и экс-президента Международной Федерации Коучей, коучинг в первую очередь – это умение задавать вопросы, использовать техники, которые заставляют человека думать, чтобы помочь человеку найти нужные стратегии и тактики для разрешения сложившихся ситуаций.

Что человек получает от коучинга? Считается, что это – прежде всего, понимание своего потенциала и то, как можно его реализовать, мобилизация внутренних ресурсов и как следствие существенные изменения в жизни, выражаемые в конкретных результатах. Доктор психологии, Президент Международного Эриксоновского Университета Коучинга М. Аткинсон считает, что коучинг – это очень мощный инструмент дополнительного обучения людей. Инструмент, помогающий развивать способность следовать своей воле и своему выбору в этом мире. В процессе коуч-сессии человек получает доступ к гораздо большей информации, чем обычно. Он начинает осознавать собственные ценности и цели и понимать, какие практические навыки необходимы для их реализации.

Таким образом, мы видим, что коучинг, не только является сейчас популярным и эффективным методом но и имеет глубокие исторические корни.

Автор: Зиневич О. В. статья «Коучинг как средство саморазвития личности»


Зарегистрируйся на «Мастер коуч-технологий» прямо сейчас!

2-5 апреля 2020

Киев, ул. Саксаганского, 28

850$ (за 1 модуль)

Выпускникам программы выдается сертификат "Профессионального коуча" ACSTH ICF

Узнать больше о тренинге «Мастер коуч-технологий»


УжасноПлохоНормальноХорошоСупер (Еще нет рейтинга)
Загрузка...