Коучинг, как относительно новая профессия, все еще определяет себя по-разному. Я предпочитаю такое определение: как коуч - я помогаю моим клиентам достичь их целей. Это контрастирует с психотерапией, которая помогает клиентам исправлять личные проблемы. Постановка целей является ключевым компонентом коучинга, и это очень насыщенная тема. Я остановлюсь только на одном из ее аспектов. Как мы узнаем, удовлетворит ли достижение цели нашего клиента?
Как правило, часто случается, что опыт клиента по достижению цели не соответствует их ожиданиям. Я утверждаю, что это симптомы плохой постановки целей, не обязательно плохого коучинга или недобросовестности со стороны клиента. Различие здесь заключается в постановке и уточнении целей. Более сложные методики коучинга сначала устанавливают цель (или миссию) для клиента, а затем устанавливают цели, соответствующие цели. Есть две основные идеи о том, как это сделать:
1. Задача коуча - помочь клиенту создать цель. Это очень похоже на постановку цели. Это решение клиента, которое преследует цель.
2. У клиента уже есть цель - он просто этого не знает. Задача коуча - помочь клиенту ее обнаружить. Хотя первый подход намного проще, у него есть один нюанс. Как мы узнаем, удовлетворит ли достижение цели нашего клиента? Я утверждаю, что у нас нет выбора, кроме как предположить, что у наших клиентов уже есть цель, и наша роль заключается в том, чтобы помочь им найти ее. Повторяющийся опыт с моими клиентами подтвердил это. Осознание их цели было глубоким и обогащающим опытом, как для них, так и для меня.
Не углубляясь в психологию, позвольте мне сделать основное различие: та часть нас, которой мы знаем, думаем и принимаем решения будет называться "эго" (также называемое сознательным в юнговской психологии). Наша цель невидима для нашего повседневного ума (для того, что Юнг называет бессознательным). Он живет в темноте, пока клиент (или талантливый коуч) не найдет его. Из-за отсутствия лучшего термина я буду называть ту часть нас, которая ставит свою истинную цель "душой". Сколько религиозного или духовного значения вы придаете этому термину, зависит от ваших собственных убеждений. Я использую его, потому что мои клиенты сразу понимают, о чем я говорю. Не менее применимым термином является «энтелехия», принцип внутри организма, который направляет его развитие.
Используя эту терминологию, я хочу сказать, что все цели ставит эго с различной степенью влияния души. Результат, который удовлетворит моего клиента это тот, который соответствует его цели, а душа - хранитель этой цели.
Как вы можете определить, из души ли то, что говорит ваш клиент? Многие коучи используют интуицию, и это прекрасный инструмент. Я предлагаю дополнительную структуру, чтобы помочь вам. У эго есть определенные ценности, которые заставляют его выбирать определенные вместо других. Душа действует совершенно другими принципами. Осознавая различия, вы можете услышать или почувствовать, какая часть вашего клиента движет.
Эго ценит:
- Здоровье
- Богатство
- Счастье
- Избежание страха, боли и борьбы
- Дом, быструю машину, новые чудесные отношения
- Принятие, одобрение, восхищение и уважение со стороны других
Эго делит опыт на хорошее и плохое, на люблю и не люблю.
Принципы души:
- Забота о том, чтобы быть, а не делать
- Долгосрочный взгляд, иногда на всю жизнь
- Отсутствие привязанности к тому, в какой форме проявляется цель («в любом случае это будет прекрасно»)
- Не делит на черное и белое
- Видит жизнь человека как «произведение искусства» или путешествие
- Рассматривает все переживания как учения на пути (независимо от того, как их испытывает эго)
Эго несет полную ответственность за постановку целей. Я не говорю, что эго – это плохо в каком-то смысле или что его ценности не служат. Моя идея в том, что цель или желание эго, не связанное с целью жизни человека, никуда не исчезнет. Наша ответственность в качестве коучей - помогать нашим клиентам ставить более глубокие цели, нежели простые желания эго.
Автор: Тим Келли - консультант, коуч для руководителей и корпоративный тренер. Тим является членом ICF и членом-основателем IAC.
Перевод статьи из блога ICF