Инструментарий для разрешения конфликтов: Треугольник отношений Карпмана

карпман
Представьте ситуацию: я хожу по продуктовому магазину в 16:55 вечера, с достаточным количеством времени, чтобы захватить все то, что мне нужно. Работник магазина внимательно за мной наблюдает. Я напрягаюсь, и говорю первое, что приходит в голову: «Я собираю продукты для рецепта моего ребенка; Я была на работе весь день. А магазин открыт только до 5!" Теперь, настала очередь работника магазина чувствовать себя напряженно, неправильно - жертвой.

Это "светлая" версия треугольника отношений Карпмана. Все может быть намного сложнее, когда возлюбленный коллега подрывает ваш авторитет перед вашим боссом во время важной презентации или подруга приглашает на свидание человека который вам понравился.

Треугольник отношений Карпмана является прекрасным способом понять процесс конфликта через цикл действий и реакции между тремя ролях: спасателя, жертвы и злодея. Таким образом, треугольник Карпмана выглядит следующим образом:

  1. Кого-то обидел злодей, и он строит из себя жертву.
  2. Спасатель вмешивается, чтобы защитить жертву от злодея и совершить хорошее дело.
  3. Ура! Злодей побежден спасателем, и жертва защищена.

Только вот какой нюанс… Теперь агрессор чувствует себя жертвой, и цикл возобновляется.

Давайте рассмотрим эти роли подробнее:

ЖЕРТВА

Это человек, который считает что его гордость задета, он чувствует себя преданным, считает что его ценности попирают или лишают его того, чего он хотел или нуждался. Он видит себя в качестве жертвы, обиженным, невинным и обвиняет другого человека, превращая его или ее в злодея.

Жертвы пассивны. Они ждут когда что-то изменится, для кого-то, и тогда этот человек перед ними извиниться или кто-то придет и спасет их. Они могут жаловаться, но они не примут меры, чтобы двигаться вперед.

Награда за жертвы для них состоит в том, что они получают сочувствие от других и могут привлечь спасателя, который "спасет" их. Недостатком является то, что Жертвы, через пассивность и обвинение других, отказывают себе в возможности влиять на ситуацию. Это не только подрывает их чувство самоуважения, но и позиционирует их перед другими людьми как слабых или нуждающихся. И в результате постоянная обида отравить отношения с окружающими.

СПАСАТЕЛЬ

Представим себе человека, который достигает точки высшей неудовлетворенности. И он ставит перед собой героическую миссию и постепенно приступает к ее воплощению, переходя от Жертвы в режим Спасателя, чтобы защитить кого-то или защитить себя. Спасателем это тот человек, который делает определенные шаги, для того чтобы помочь.

Как Спасатель он чувствует себя правыми. Он видит себя в качестве благородного, мужественного и бескорыстного. Он принимает меры, чтобы защитить чужие интересы, даже за счет справедливости.

Наградой для Спасателя становиться чувство своей значимости! Жертва получает свою долю внимания и заботы, а Спаситель - горд тем, какую роль он играет в жизни Жертвы. Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами.

 Но есть тонкая грань между тем, что бы действительно совершить правильный поступок, и тем что бы быть лишь убежденным в своей правоте. Недостатком является то, что когда в ситуацию вмешивается третий со своими благими намерениями, это, как правило, лишь ухудшает ситуацию конфликта. Когда Спасатель вклинивается в ситуацию и делает все что бы защитить интересы Жертвы, Злодей сам становиться Жертвой и цикл повторяется.

ЗЛОДЕЙ ( Преследователь)

Есть такое негласное правило – не любить негативного героя. Но у всех Злодеев есть своя история, в которой они Спасатели или Жертвы, защищают, заботятся о себе или восстанавливают несправедливость. Когда их воспринимают в качестве злодея, они расстраиваются, и агрессивно реагируют, как Злодеи в их истории.

Какова же награда за злодеяния? Возможно, они заполучат, повышение или парня / девушку, которого не добились Жертвы. Но почти никто не хочет быть воспринят как ненавистный злодей.

Пока люди имеют разные точки зрения, убеждения и ценности будет возникать конфликт. Ирония заключается в том, что в наших, собственных историях мы всегда являемся Спасателями или Жертвами - никто не видит себя в качестве злодея! Но в то время, как  мы считаем себя только Жертвой или Спасателем, мы автоматически создаем Злодеев, и треугольник становиться как вечно возобновляющимся.

Расскажите про этот треугольник вашими клиентами. Помогите им увидеть конфликт как вызов или проблему которую можно решить, и Вы дать им ценный навык жизни.

Для выхода из треугольника, задайте вашему клиенту ниже перечисленные вопросы, чтобы помочь им взять на себя ответственность за себя и научиться справляться с ситуацией:

  1. Какую роль вы склонны принимать в вашей жизни: Злодея, Жертвы или обеих?
  2. Как ваше поведение повлияло на ситуацию?
  3. Что вы узнали о себе и о своих ценностях из этой ситуации?
  4. Что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз?
  5. Что вы могли бы сделать, чтобы разрешить или изменить ситуацию?
  6. Что вы будете делать, чтобы заботиться о себе и своих потребностях?

Эмма-Луиза Элси


Зарегистрируйся на «Мастер коуч-технологий» прямо сейчас!

2-5 апреля 2020

Киев, ул. Саксаганского, 28

850$ (за 1 модуль)

Выпускникам программы выдается сертификат "Профессионального коуча" ACSTH ICF

Узнать больше о тренинге «Мастер коуч-технологий»


УжасноПлохоНормальноХорошоСупер (Еще нет рейтинга)
Загрузка...