Акроним SMART используют в постановке целей. Но что это на самом деле означает? Как создавать не только SMART, но и вдохновляющие и достижимые цели?
Основная задача аббревиатуры SMART, - сделать ваши цели четкими и измеримыми, со сроками, и чтобы клиент работал действительно в нужном направлении.
Specific: Конкретная
Вы когда-нибудь прилагали кучу усилий только для того, чтобы начать работу, только потому, что ваша цель слишком размытая? Чем точнее вы будете в формулировке цели, тем легче будет приступить к ее достижению.
Например: цель "Оптимизация бизнес-процессов" - а что делать то? Но если ваша цель - создать документ на одну страницу, где перечислены шаги действия для приема клиентов + итоги работы, то теперь все понятно, и к работе приступить легко.
Measurable: Измеримая
Благодаря этому можно понять достигли ли вы вашей цели. Также это позволяет отслеживать прогресс. Как правило это числовые, финансовые, процентные показатели.
Например: "Получить больше людей, зарегистрировавшихся на мою рассылку". Как вы поймете что достигли? А цель "Увеличение количества подписчиков на рассылку от 250 до 500 человек", запросто поможет отслеживать ваш прогресс.
Совет: Если действительно нет никаких исчисляемых показателей, то задайте себе вопрос "Как я пойму, что цель достигнута?" Возможно, новый продукт появится на вашем сайте, или окончательный вариант рукописи будет отправлен редактору - понятно и легко проверить.
Achievable or Action-oriented: Достижимая
Цель должна быть выполнима и в зоне вашего контроля. "Выигрыш в лотерею" явно не в этой зоне, а вот "Покупка лотерейного билета" есть.
Например: Цель "Чтобы клиенты думали, что я предлагаю отличное соотношение цены и качества" - не осуществима, так как вы не имеете никакого контроля над тем, что люди думают о вас. Вместо этого она может быть сформулировала так "Создать документ, где будут перечислены все преимущества вашего сервиса для клиентов."
Realistic: Реальна
Когда мы поставили перед собой цель, которая находится вне нашей досягаемости, мы часто чувствуем себя подавленными, начинаем судить себя, а иногда и вовсе отказываемся от цели. Со SMART цели должны чувствовать себя хорошо! Обязательно учитывайте существующие обязательства и образ жизни, чтобы цели были с вызовом, вдохновляющими, но достижимыми.
Например: Завершение романа за год может быть недостижимым для вашего клиента с полной занятостью и двумя детьми. Однако, завершить первый черновой вариант по-прежнему вдохновляет, и более реалистично.
Совет: Каждый раз, когда цель действительно слишком трудная, и клиент выпадает, то важно сделать паузу и перезапуск проекта, сделав его более реалистичным.
Time bound: Ограничена во времени
SMART цели должны быть ограничены во времени. Зачем? План действий с точки зрения усилий, решений и помощи, если она требуется, будет очень отличаться в зависимости от времени. Определение даты позволяет создать соответствующий план действий.
Несколько дополнительных советов для создания вдохновляющей SMART цели:
Формулируйте цели только в позитивном ключе.
Мы получаем то, на что мы сфокусированы. Всякий раз, когда мы говорим: «Я хочу перестать грызть ногти», наш мозг должен сначала построить картину того, что мы не хотим, чтобы не делать этого. Убедитесь, что ваши клиенты работают над чем-то, а не сосредоточены на том, что они не хотят.
Распределение целей по уровням.
Это важно для глобальных целей. Минимум - легко достижимо, контрольная точка - идеальный уровень, перевыполнение - супер уровень!
Исследуйте «Почему?»
Это решающая часть постановки целей. Почему ваш клиент хочет достичь этой цели? Ради чего большего? Для каких результатов он будет действовать? Исследуйте глубже, попросите клиента перечислить все призы, которые он получит при достижении цели. Исследование ужасов недостижения цели также может быть хорошим мотиватором.
Чувства:
Дайте своим клиентам прочувствовать ощущения, которое они испытают при успешном завершении цели. Это важная часть, которая мотивирует на подсознательном уровне. Иногда исследования чувств вызывают удивительные изменения в цели. Люди вдохновляются, осознают ее значимость.
Доведение до конца
Когда цель четко сформирована, есть понимание что делать и зачем, цель воодушевляет и вдохновляет, действуйте! Сохраняйте приверженность и достигайте успеха!
И напоследок, помогите вашим клиентам быть честными к себе! Мы часто склонны переоценивать то, что легко достичь в короткие сроки, и недооценивать то, что потребует более длительного периода. Цели гибки, когда это того требует. Помните, что они для того, чтобы вас вдохновлять. А теперь еще и SMART!
Автор: Эмма-Луиза Элси, коуч с 15-летним опытом работы. Основатель The Coaching Tools Company.com
Перевод статьи из блога ICF