Какое влияние окажет внедрение коучингового подхода в образовательную сферу?

XXI  век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие «универсальные учебные действия» и «компетентностный подход».

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Это предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса, а также важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Вместо преимущественно транслятора знаний и контролера правильности их усвоения учитель становится партнером, сотрудником по их добыванию и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.

Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей, определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Новые образовательные стандарты предполагают личностно-ориентированный подход в обучении. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах; эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления (У.Тимоти Голви). Термин «коучинг» был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни, в различных сферах производственной деятельности.

Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.

Современный коучинг – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д.

На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «учителя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного ученика, а следовательно, и имеют большой эффект. Учитель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.

2012 год стал годом старта внедрения инновационного проекта: «Индивидуально-личностное развитие педагогов и учащихся в рамках реализации компетентностного подхода в обучении как фактор эффективности образовательного процесса “новой”школы».

К данному моменту в школе проведена следующая подготовительная работа:

  • разработаны теоретико-концептуальные и практико-ориентированные основы по организации развивающей образовательной среды на компетентностной основе;
  • проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, финансово-экономических ресурсов;
  • проведена первичная комплексная диагностика участников проекта.

В рамках информационно-методического сотрудничества с Международным эриксоновским университетом коучинга (МЭУК) в ноябре 2012 года было проведено обучение всех учителей школы по программе «Введение в коучинг». Педагоги овладели основными принципами, навыками коучинга и шагами коучинга; познакомились и практически отработали основные техники коучинга, направленные на развитие способностей человека, овладение навыком «научиться учиться». В рамках тренинга апробировали методы создания плана будущих достижений, возможности использования методов коучинга в образовании. Важным этапом в реализации инновационного проекта будет запланированное обучение руководителя школы и его заместителей в г. Москве в Российском представительстве МЭУК по сертификационной четырёхмодульной программе «Наука и искусство трансформационного коучинга». Однозначно то, что только педагог, понимающий необходимость перемен, принимающий основные положения инновационного подхода, работающий, исходя из принципов коучинга, может достичь планируемых результатов.

В результате этого было определено, что необходимо кардинально менять подходы в организации образовательного процесса в школе и в формировании образовательной среды в целом. В рамках новых требований к результату образования в ОУ формируется коуч-среда. Создание коуч-среды в учреждении предполагает новые концептуальные подходы к профессиональной компетенции педагогов. Уже сегодня педагогическое взаимодействие строится через следующие формы сотрудничества:

  1. Обучение педагогов принципам и навыкам коучинга (тренинги, семинары).
  2. Разработка стратегии развития ОУ (педагогический совет в коуч-стиле).
  3. Внедрение коучингового подхода в урок. Обмен опытом учителей-предметников по апробации инновационного подхода в обучении.
  4. Коуч-марафон для обучающихся в рамках классно-обобщающего контроля, сопровождения в адаптационный период.
  5. Коуч-сессии для обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ, ГИА, самоопределении и профориентации.
  6. Коуч-стиль при проведении педагогического совета, методического совета, заседаний творческих групп, работы лабораторий, родительских собраний.

На первом этапе создания коуч-среды в нашем образовательном учреждении главными и значимыми результатами являются следующие:

  • создание доверительных отношений между педагогами и обучающимися;
  • положительный эмоциональный настрой в каждом начинании;
  • инициатива со стороны обучающихся;
  • мотивация на достижение результата;
  • возможность раскрытия потенциала обучающихся, которые по ряду причин не проявляли себя в той или иной деятельности для педагогов, сверстников;
  • выстраивание индивидуальных маршрутов с целью развития личностного потенциала и педагогов, и учеников;
  • участие и победа учеников в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях;
  • вовлеченность большинства педагогического состава в проектную деятельность (что являлось одной из задач первого этапа);
  • разработанные микропроекты и программы коуч-сопровождения;
  • удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в ОУ;
  • готовность кадровых ресурсов к внедрению новых стандартов образования.

Таким образом, создание коуч-среды в образовательном учреждении позволило целенаправленно и эффективно решать проблемы компетентностного подхода в обучении, осмысленного перехода на новые стандарты, реализации индивидульно-личностного развития обучающихся и педагогов.

Автор: В.С.Евтюхова


Зарегистрируйся на «Мастер коуч-технологий» прямо сейчас!

2-5 апреля 2020

Киев, ул. Саксаганского, 28

850$ (за 1 модуль)

Выпускникам программы выдается сертификат "Профессионального коуча" ACSTH ICF

Узнать больше о тренинге «Мастер коуч-технологий»


УжасноПлохоНормальноХорошоСупер (Еще нет рейтинга)
Загрузка...