Глава 11. Удивительное узящество: завершение коммуникации и переход к действиям
Мы здесь для того, чтобы засвидетельствовать творение и всячески ему способствовать... Мы должны облечь мысль в красоту и власть и похвалить людей, которые нас окружают.Энни Диллард, Паломник
Переправляясь через реку
Часто в своей жизни я делала долгие прогулки вдоль Тихого океана по различным маршрутам. Именно самая первая из таких прогулок оказала значительное влияние на мою жизнь. Однажды мне потребовалось провести некоторое время с собой наедине. Я оставила своих детей с семьей и отправилась в семидневную экскурсию по сложному маршруту на западном побережье Ванкуверского острова. Я сделала так, как мне посоветовали: подготовила легкую сумку, карты, компас и совершенно новую карту приливов и отливов. Следуя маршруту вот уже три дня, я обнаружила, что в некоторых местах было очень трудно преодолевать крутые подъемы и даже иногда быть в грязи по колено. И хотя этот маршрут тянулся вдоль Тихого океана, он приближался к нему очень близко только в устьях рек и местах разбивки лагеря. Напряженная и уставшая на третий день, я завтракала, рассматривая берег. Море было далеко, стаи чаек кружились над скалами в поисках пищи.
Изучая свою карту, я заметила, что следующее место разбивки лагеря было только на расстоянии в десять миль. Чувствуя напряжение во всем теле, мне хотелось, чтобы день быстрее подошел к концу. Заметила, что если идти вдоль моря, то добраться до лагеря можно намного быстрее. Я подумала: "Боже мой, этой дорогой я доберусь до лагеря не более чем через четыре часа." Обнадеженная, проверила расписание приливов и отливов и отметила, что прилива в течение шести часов не должно быть. Я сказала самой себе: "Решено! Отправляюсь вдоль моря и буду идти по берегу к следующему участку". Я шла вдоль высокого вогнутого утеса с плоской каменной основой, похожего на утесы Дувра. Это было великолепно.
В течение двух с половиной часов я наслаждалась экскурсией, вдыхая свежий воздух. Я шла преимущественно по плоскому берегу и любовалась многочисленными глубоководными бассейнами, заполненными красочными актиниями и другими удивительными существами. Часто останавливалась, чтобы насладиться ими в полной мере. Были также большие щели и трещины в скале, где необходимо было спуститься вниз на три шага и так же подняться, чтобы выйти с другой стороны Я заметила, что не было ни одной доступной дороги, чтобы подняться вверх и уйти от пляжа. Все пути наверх были перекрыты огромным утесом Проведя около трех с половиной часов в такой замечательной экскурсии, я вдруг заметила, что в щелях скал стало больше воды Потрясенная, я проверила расписание приливов и отливов. Все никак не могла понять почему воды стало больше. Просмотрев расписание приливов и отливов более тщательно, я поняла, что сделала огромную ошибку. Числа на расписании приливов и отливов, которые я смотрела утром, указывали на то, что будет прилив. Приблизительно через три часа место, где я сейчас находилась, будет, по крайней мере, под восьмью футами воды Я попала в беду. Возвращаться было уже слишком поздно. Мне необходимо было двигаться вперед как можно скорее.
Я побежала вниз по пляжу, этот час бега тянулся целую вечность. Каждый раз, когда я перепрыгивала щели, они все стремительней заполнялись водой. Некоторые были очень широкими, почти непроходимыми. Едва сумев перепрыгнуть огромную щель, я поняла, что вернуться назад уже будет невозможно, а впереди меня еще могут ждать подобные непроходимые препятствия. Было очень скользко и опасно. Я двигалась так быстро, как только могла, но вода была быстрее меня. К тому же не было никакого подходящего места, чтобы подняться наверх. В моем сознании уже успела промелькнуть картина своих похорон, мои дети теперь сироты Я начала молиться: "Если я переживу это, то моя жизнь будет полезна, — пообещала я миру. — Пожалуйста, если это возможно, оставьте мне эту жизнь?". Час тянулся целую вечность. Уровень воды быстро повышался, она струилась по равнине, с каждой волной приближаясь к стене утеса. Далеко впереди я могла видеть, где утес изгибается к морю. "Возможно, это устье реки, — подумала я. Уверена, что если буду двигаться вперед с максимальной скоростью, то смогу добраться туда прежде, чем вода меня настигнет". Так я и сделала. Это стоило мне огромных усилий.
Когда я добежала до цели, мои ноги были мокры, но я все же поднялась на маленькие камни в конце короткого полуострова. Это заняло приблизительно полчаса. Каменный изгиб был невысок, около пяти футов. Нетерпеливо я всматривалась в противоположную сторону. Это была действительно река, но не та, что я ожидала. Мне говорили о реке с переправой, однако то, что я видела, было большим устьем реки, затопляемым приливом. Никакое пересечение не было возможно в жестоком разрывном течении. К моей тревоге также прибавилось и то, что лицевая сторона утеса тянулась вдоль устья реки, по крайней мере, еще 200 ярдов, и заканчивалась в глубоком ущелье. Перебраться через него было невозможно из-за циркуляции воды Далеко с другой стороны, на расстоянии в полмили, я увидела несколько палаток. Аккуратно я продвинулась на шестьдесят футов вверх по реке, идти дальше не было возможности. Нельзя было подняться выше, на расстоянии десяти футов я заметила несколько скрюченных веток дерева, выходящего из более высоких частей утеса. Я была заблокирована во всех направлениях, а уровень воды повышался. Внезапно увидела, что из одной отдаленной палатки вышел человек с посудой. Он начал идти в сторону реки. Мне показалось, что он увидел меня. Отложив посуду, он возвратился к палатке. Я не знала, хотел ли он помочь мне, игнорировал ли меня, и видел ли меня вообще. Я продолжала молиться, надеясь, несмотря ни на что, что он поможет мне. Прошло несколько долгих минут, а казалось, что уже более часа.
Спустя пару минут он появился из палатки с другим человеком, у них в руках были веревки. Они спешили ко мне, и даже притом, что уровень воды продолжал повышаться, я знала, что теперь у меня была помощь. Следующая часть этой истории — одно из самых захватывающих событий, которые я когда-либо видела в своей жизни. Едва смотря на меня, человек с веревкой следил за ветвями дерева на десять футов выше моей головы. Сделав лассо, как в старых кинофильмах про ковбоев, он начал вращать веревку над своей головой и бросил ее со всей силой вперед. Это был прекрасный бросок. Веревка зацепилась за сломанную ветвь дерева и повисла над бурлящей водой, уровень которой продолжал повышаться, а я наблюдала за всем происходящим в изумлении. Из другой веревки он сделал второе лассо, и после нескольких попыток я смогла поймать его. Он крикнул, чтобы я обвязала веревку вокруг своей талии. Теперь было две веревки: направляющий канат, за который можно было держаться, и второй, который меня удерживал. С этими двумя веревками я отважилась сделать шаг в поднимающуюся реку. Течение сразу же чуть не сбило меня с ног, но я удержалась, вернувшись в исходное положение. Я медленно двигалась, шаг за шагом, по катящимся волнам ледяной воды, циркулирующей вокруг моей шеи. Время от времени я теряла свою опору; однако, с помощью веревки и ободряющих слов мужчин, цель была достигнута.
Мужчины помогли мне выбраться из воды и представились. Когда они увидели, что я была в безопасности, то начали ругать меня. Один из них побежал к палатке и достал мне бумажное одеяло. За несколько минут я погрузилась в глубокий сон. Мужчины собрались и покинули лагерь прежде, чем я проснулась.
Начиная с того момента, преодоление жизненных препятствий стало моим призванием. У каждого из нас есть в жизни такая "река", которую необходимо пересечь, собрав всю свою храбрость и мужество. Если мы преодолеем это препятствие, то наша жизнь станет еще более глубоким путешествием. Если у нас ничего не получится, то метафорически выражаясь, мы тонем в безнадежности и беспомощности текущей ситуации.
Трудности могут легко охватить ваши ноги. Все же, если мы верим, что нам помогут, если мы просим об этом, и твердо придерживаемся нашей цели, то можем найти выход на следующий жизненный уровень. Веревка, за которую мы держимся и которая ведет нас, — это наши ценности. Мы должны их обозначить и укоренить, и следовать за ними к далекому берегу. Объединив свои ценности с видением, мы найдем выход из любой ситуации.
Когда мы рискнем сделать шаг в пропасть настоящего внутреннего лидерства и подлинного доверия, мы пересечем реку и направимся в будущее к нашим мечтам.
Язык действий
Коучинговая коммуникация продуктивна, когда она приводит к эффективным действиям, которые включают применение приобретенных знаний и открытий, сделанных во время сессии, на практике. После того как человек исследовал цель визуально и детально предоставил результат, у него появляется естественное стремление определить специфические шаги и двигаться к реализации плана. Если человек четко визуализирует каждый свой шаг и задает краткие деловые вопросы, охватывающие несколько точек зрения, связанных с его подлинными желаниями, то это свидетельствует о том, что он находится на правильном пути к поставленной цели, идет к ней уверенно, с изяществом и полным удовлетворением.
В тот момент, когда коммуникация переключается от исследования и тестирования к определенным действиям, для поддержки заявленного плана может быть создана сильная лингвистическая структура. Люди получают такие результаты, которые они уверенно выбирают, и делают то, о чем уверенно объявляют. Это — критический момент коучинговой коммуникации. Коммуникация должна перетекать от мягкого, открытого способа исследования проверки альтернатив к решительным побуждающим словам и интонациям, поддерживающим четкий выбор и категорический план, который будет завершен. Давайте обсудим это подробнее.
Развитие сессии: от открытого к закрытому
В начале коучинговой коммуникации вы задаете клиенту исследующие вопросы, которые приглашают человека сделать самый ценный выбор. На этой ранней фазе коммуникации вы используете открытые вопросы, мягкий тон и проявляете любопытство. Вы помогаете человеку четко визуализировать то, чего он хочет, и задаться вопросом об определенных потенциальных направлениях и шагах, которые необходимо предпринять, чтобы достичь желаемого. Мягкий тон при визуализации цели помогает человеку расслабиться, остаться открытым, вообразить успешные планы, продумать графики времени, добавить примеры и обнаружить различные возможности плана Б.
Чтобы направить коучинговую сессию на поиск решения, нужна устойчивая визуализация и чувство результата, также необходимо поддержать детальное микровидение ключевых этапов, особенно многообещающие области плана действий. Микровидение включает в себя идентификацию и визуализацию самых многообещающих деталей плана действий до тех пор, пока у клиента не появится четкое представление о том, какие шаги необходимо предпринять и каким образом их реализовать. Помните, все происходит сначала в мыслях, потом в действительности.
Поскольку представление о предстоящих действиях начинает проясняться, следует сфокусировать коучинговую сессию на определенных действиях. Человек может справиться с этим самостоятельно либо его будет вести коуч с помощью наводящих вопросов, которые помогут ему сформулировать свои обязательства в ключевой области. Обратите внимание на качество таких вопросов.
- Если взять в расчет вашу работу сегодня и ваши кратко- и долгосрочные цели, какие действия вы будете предпринимать на этой неделе?
- Что вы предпримите в этот период, чтобы укрепить знания, приобретенные в процессе нашей коммуникации?
- Что конкретно вы предпримите?
- Заметьте, что это закрытые вопросы. Другие такие вопросы и утверждения могут использоваться, если есть необходимость сконцентрировать внимание человека на том, как решительными уверенными шагами можно достичь желаемого результата.
- Готовы ли вы на все сто процентов уйти в реализацию своего плана?
- Вы сделаете это? Когда?
- Вы решили сделать это?
- Теперь вы имеете четкое представление о том, что приступите к этому сейчас?
- Вы сможете достичь этого? Вы сделаете это?
- Получилось! Вы собираетесь реализовать задуманное, не так ли?
- Вы говорите, что примете меры завтра?
- Хорошо, вы выбираете план А и начинаете его реализовывать. Правильно? Что именно вы предпримете на этой неделе?
- Говорите ли вы, что хотите предпринять это сейчас?
- Вы верны самому себе, это очевидно. Пожалуйста, установите для себя временные рамки для реализации цели, что именно вы собираетесь предпринять на протяжении следующих семи дней, пока мы не встретимся с вами снова?
- Вы говорите о достижениях! Чего именно вы достигнете?
- Вы говорите "да" принятию мер, правильно?
- Вы сказали, что коснулись такого священного "да" внутри себя. Действительно ли вы хотите сказать себе полноценное "да" и начать принимать меры сегодня?
Вы заметите, что ограниченные по времени закрытые вопросы о действиях играют очень важную роль. Если задать вовремя закрытый вопрос, то человек может сказать уверенное "да" или "нет" и затем организоваться соответственно. Уверенное "да" укрепляет приверженность, расставляет приоритеты и четкий фокус, необходимые для продвижения к цели. В то время как ответ "нет" дает возможность открыть более сильную цель. Использование при этом закрытых вопросов помогает клиенту открыть для себя всю глубину внутреннего стремления к цели.
Интонации языка действий: поворот в коммуникации
Коммуникация меняет направление, когда клиент, следуя своим истинным желаниям, переходит к определенным действиям. Клиент ведет внутреннюю беседу и оценивает лучшие планы. Направляя сессию к желаемой цели, коуч обогащает коммуникацию с помощью структуры действий и использовании ритма действий и интонаций. Волшебный тон (см. главу 5) ориентирует на стратегические действия. Он часто используется для того, чтобы подчеркнуть энергичность и восходящий тон. Он дополняет фокус действий клиента.
Поскольку клиент обязуется прийти к определенному результату, вы, коуч, можете использовать свой голос, чтобы настоятельно поддержать его внутреннее стремление и воплотить видение в действие. Также мы часто помогаем, когда поощряем несколько визуальных репетиций действия, так, при помощи процесса визуализации человек постепенно увеличивает реальность действия, которое собирается предпринять.
Язык, побуждающий к действию
Когда люди исследуют возможные варианты в начале коучинговой коммуникации, коуч может помочь, если они используют слова-смягчители и открытые вопросы, включая такие слова как "можно", "хочу" и "возможно". Мягкий, открытый язык делает исследование легким. Например, вопрос: "Как вы могли бы начать делать это?" более мягок и открыт, чем вопрос: "Что вы предпримите, чтобы достичь этой цели?". К концу сессии полезно поймать и воспроизвести собственные сильные слова, направленные на действия, и обратить особое внимание на их сильные стороны. На протяжении коммуникации в тот момент, когда будут обнаружены новые возможности или сделан определенный выбор, тон должен будет измениться. В ключевые моменты, когда люди начинают определяться и останавливают свой выбор на каких-либо действиях, полезно говорить сильным и решительным тоном, и повторять слова, используемые клиентом для того, чтобы придать больше уверенности по отношению к результатам, которые вдохновляют стремление к применению плана и его завершению. Вы можете сделать это, повторив слова клиента или же попросив, чтобы это сделал он сам. Оба варианта играют серьезную роль. Их суть состоит в том, чтобы убедиться, что слова человека о действиях имеют свой вес. У каждого человека такие слова разные.
Слова, побуждающие к действию, — сугубо индивидуальная система, используемая и понимаемая как личный код. Они варьируются от культуры к культуре. Например, некоторые люди предпринимают конкретные действия, когда используют такие фразы, как "мне следует", "я должен" или "мне нужно". Другие, вероятно, будут использовать слова возможностей: "я буду", "я выбираю", "я могу", "я решаю", "мне хотелось бы" или "я сделаю". Когда вы, коуч, употребляете вдохновляющие и воодушевляющие слова, используемые клиентом, повторяя их, вы помогаете ему предпринять эффективное действие, а также предоставляете сильную коучинговую поддержку. Необходимо прислушиваться к словам, которые заряжают клиента энергией. А фразы, имеющие тенденцию к уменьшению обязательств, использовать не стоит.
Многие люди используют фразу: "Я должен сделать это". Но иногда это выражение не приводит ни к каким действиям. В то время как другие фразы: "Тогда я рискну" или "Хорошо, я сделаю это!" мотивируют визуальное представление человека, продвигая мечту к реализации с яркостью и оживленностью.
Используйте следующие слова клиента, побуждающие к действию: "выбираю", "могу" или "сделаю" (как, например, во фразах: "Я сделаю это"), "Что вы хотите сделать?", "Вы можете сделать это?", "Вы делаете это?". Если побуждающим является слово "выбираю", сказанное специфическим решающим тоном, используйте его в вашем вопросе: "Вы выбираете этот путь?". Другими словами, когда человек переходит к фазе действия в коучинговой коммуникации, просто задавайте ему вопросы о его следующих шагах, используя самые сильные побуждающие слова и выражая их в той же тональности.
Спросите себя, какие слова помогают каждому определенному человеку спрыгнуть с собственного внутреннего трамплина в широту жизни, принимая эффективные меры по достижению желаемой цели. Что позволяет им эффективно плыть по реке жизни? Каждый человек индивидуален. Двигается ли он вперед со страстью и энтузиазмом, когда говорит: "Я сделаю это". В такой момент коммуникации вы предоставите эффективную помощь, если спросите: Так вы сделаете это?". Важно прислушаться к вербальному выражению и к тому, как это было сказано.
Использует ли ваш клиент слова:
- Нравится
- Выбираю
- Решаю
- Желаю
- Хочу
- Нужно
- Необходимо
- Должен
Говорит ли клиент воодушевленным и вдохновленным тоном о сделанном выборе или же он говорит с нотками отчаяния в голосе, словно его заставляют предпринимать действия? Если вы не уверены, попросите, чтобы человек измерил свой уровень мотивации по шкале от 1 до 10. Проверьте, есть ли более сильная внутренняя фраза, которая действительно заряжает и мотивирует его.
Подводя итог вышесказанному, использование побуждающих к действиям эффективных выражений приближает человека к тому, чтобы реализовать задуманное. Кроме того, необходимо прислушиваться к словам, которые вдохновляют и мотивируют клиента, и повторять их в последующей беседе.
Альтернативные подходы к плану действий
Если в конце коучинговой сессии у клиента нет четкого представления о компонентах, то вам, коучу, необходимо поддержать процесс рождения плана действий. Лучше предпринимать любые действия, чем бездействовать. Для очень абстрактной цели (50000-шагового уровня) или цели, которая нуждается в дальнейшем изучении, очень важны запрос, исследование и наблюдательные подцели. Естественно, чтобы помочь клиенту сформировать лучший из всех возможных план действий, необходимо определить первые шаги: занять наблюдательную позицию и собрать информацию.
Здесь мы также можем поощрить поиск альтернативных путей для достижения цели. Сюда входят мотивация человека на рассмотрение различных вариантов эффективного достижения цели и предоставление возможности стремительно двигаться вперед, пробуя несколько альтернатив. Большинство людей остаются верными только одному выбору или некой его полной противоположности. Представьте, что мы в некоторой степени походим на акушерок, и все роды для нас различны. Иногда рождение происходит долго, в тяжелых муках, иногда быстро и легко. Мы работаем с человеком, шагом за шагом, по мере того, как он продвигается на своем пути.
Когда коучинговая сессия приближается к концу, для того чтобы обозначить момент рождения идеи, вы можете предложить любопытные вопросы, которые стимулируют более глубокую систему знания человека, и с целью предложить предпринять определенные действия. Использование шкалирования может облегчить этот процесс.
- Какие три небольших шага вы могли бы предпринять, чтобы продвинуть свой план на этой неделе? Чему вы могли бы быть привержены?
- Если бы существовало несколько альтернативных ключевых шагов, которые могли бы переместить это с 6 позиции на 7 на этой неделе, то какими они были бы? Вы предпримите их?
- Какие альтернативные действия могли бы приблизить вас к желаемой цели? Вы могли бы начать с чего-нибудь небольшого?
- С чего вы могли бы начать исследовать это видение, даже только для того, чтобы его протестировать?
- Какие меры необходимо предпринять, чтобы начать эффективное движение в заданном направлении? Назовите три пути.
- Какие три самых важных приоритетных шага можно предпринять на этой недели, чтобы реализовать это?
Когда человек останавливается, необходимо использовать тактику "меню китайского ресторана", чтобы вернуть представление о движении вперед. Например, можно сказать: "Некоторые люди приобретают новые знания в библиотеке; некоторые общаются с человеком, который разбирается в интересующем предмете; некоторые смотрят видео и отмечают ключевые интригующие детали, или находят другой способ двигаться к желаемой цели. Что вы об этом думаете?".
Сближение с целью: где и когда
Коучинговая сессия подходит к концу. Энергия голоса стимулирует действия. Если человек увлекся своими мыслями, мы можем ему напомнить восходящим тоном: "У нас осталось около пяти минут, теперь мы двигаемся в правильном направлении?". Это напомнит ему о данном им обещании принимать меры.
Заключительная задача коуча — напомнить человеку о временных рамках, в течение которых он должен выполнить задачу, или же, наоборот, попросить клиента самостоятельно обозначить, что конкретно он предпримет и за какой период времени. Такое утверждение графика времени с клиентом, выраженное как обязательство, делает заключительную часть сессии полноценной сильной системой поддержки как для клиента, так и для коуча. Учитесь повторять.
Коуч: "Итак, вы говорите, что это будет готово в среду утром?" Клиент: "Да, я сказал именно так!"
Поскольку мы просим, чтобы человек осуществил задуманное, мы интересуемся, была ли беседа максимально эффективной? Уполномочен ли человек? Наша цель в конце коучинговой сессии заключается в том, чтобы помочь человеку, а именно:
- визуализировать именно то, чего он хочет, испытывая при этом такие чувства, словно он уже достиг конечного результата;
- сделав шаг из визуализации, заглянуть в будущее, исследовать альтернативы и провести их детальный анализ, чтобы иметь представление о том, как достичь результата;
- образно примерьте и проверьте альтернативные варианты, пока еще не совсем ясно, какой из них сработает лучше всего и приблизит вас к желаемой цели;
- четко определите и с энтузиазмом объявите о своих будущих действиях, соответствующих системе ценностей SMART, и визуализируйте то, как вы их будете предпринимать, по крайней мере, еще один раз;
- "реализуйте задуманное" после коучинговой сессии;
- учитесь и развивайтесь с помощью обратной связи, получаемой после принятия мер.
Заключительные шаги: подведение итогов и значимость разговора
После того как клиент определяет свои действия и задачи, процедура практически завершена. Остается только поддержать его в нескольких ключевых элементах, связанных с реализацией обязательства.
Сильный первый шаг для клиента — кратко подвести итоги и обозначить, в чем состояла ценность сессии. С этой целью необходимо спросить клиента в конце сессии: "Какую роль данная коммуникация сыграла непосредственно для вас?".
Другие примеры:
- "Что вы сегодня узнали нового о себе?"
- "Каких вершин вы достигли за эту сессию?"
Такие вопросы дают клиенту возможность получить истинное удовлетворение и испытать чувство гордости за проделанную работу. Клиент определяет прогресс, которого достиг за время коммуникации, и подводит итоги. Это не корысть, подобное помогает человеку сосредоточиться на своем развитии. Чувство собственного достоинства повышается, поскольку человек признает, что делает что-то очень важное. Самопризнание говорит о том, что он решительно подводит к завершению эффективную коммуникацию. Рассматривая детально то, что результат означает для каждого человека и что необходимо будет предпринять, чтобы достичь его, клиент повышает чувство собственного достоинства. Такая постановка вопросов дает осознание того, что прогресс человека ценится, признан, углублен и обогащен. Эти вопросы дают ему возможность объявить о своих ценностях и приверженности, подтвердить значимость и получить настоящее удовольствие. Кроме того, эти вопросы помогут целиком погрузиться в глубинное слушание, испытать чувство приверженности и последовательно развиваться, считая процесс реализации проекта клиента собственным. Наслаждайтесь.
Заключительное признание коуча
Коучинговая коммуникация будет отличаться большей эффективностью, если коуч завершит ее признанием побед, которых достиг клиент. Кроме того, полезно будет сказать несколько слов о том, что вы видите в человеке, акцентируя внимание на тех аспектах, которые вы определяете как трамплин к развитию клиента. Заканчивая сессию таким образом, вы почувствуете связь, которая начала формироваться между вами и клиентом. Вы вместе пришли к определенным результатам, приобрели опыт, и у вас есть полное право гордиться проделанной работой и результатами, которых достиг клиент. В последние моменты коммуникации выразите свое отношение к приверженности клиента и скажите о том, каким вы видите этого человека в будущем, когда он будет делать шаги, которые приведут его к мечте.
Войдите в заключительную фазу коммуникации с позиции коуча и искренне признайте и оцените клиента. Эта добавленная степень личного присутствия делает заключительную стадию еще более эффективной. Ваша цель состоит в том, чтобы за оставшиеся несколько минут сфокусировать центр на клиенте и сообщить ему о том, что было важным и особенным в его присутствии на сессии. Не стоит давать оценку сессии определенным выборам клиента даже с положительной точки зрения, потому что это снова вернет вас на позицию эксперта.
Поскольку вы принимали участие в сессии, что именно вы можете выделить такого, что было для вас совершенно новым и важным? Каким было удовольствие наблюдать за прогрессом клиента? Какой опыт вы приобрели, постепенно двигаясь к результату? Было ли вам это движение в радость? Вы можете быть выразительным, если вам захочется подчеркнуть природные возможности клиента и очевидную мотивацию по отношению к завершению начатого? Некоторым людям приятно будет услышать признание в форме простого сердечного "спасибо!". Другие говорят несколько искренних слов, чтобы ускорить "путешествие" клиента. Вы найдете лучший способ для того, чтобы сказать о значимости того, что им довелось испытать.
Упражнение "Логические уровни признания"
Отличный способ закончить эффективную коммуникацию — обратить внимание на все только что упомянутые качества с помощью логических уровней признания.
Эта простая структура подчеркивает значимость некоторых различий и ключевых систем выбора в жизни человека. Высший уровень мышления можно назвать идентичностью. Как человек обсуждает то, кем он или она является? Следующий уровень называют увеличение ценности. Какие самые важные ценности были затронуты на сессии? Третий уровень — уровень способностей. Как человек говорил о своих способностях и их дальнейшем развитии? Четвертый уровень — предпринятые действия для продвижения в заданном направлении.
Пятый уровень указывает на определенные планы человека (сближение с целью) — где и когда.
В конце сессии вы можете использовать эти простые логические уровни, чтобы выразить свое уважение человеку; можно коснуться, по крайней мере, трех уровней, чтобы выразить признание. Вы можете включить их в одно сильное предложение на заключительном этапе сессии. Этот процесс актуален всегда так же, как и актуально признание. Кроме того, такой способ признания учитывает подлинную оценку, которая будет выражена в сильной форме.
Чтобы научиться эффективно использовать логические уровни признания, необходимо самостоятельно практиковать их. Для того чтобы обнаружить, как работает система, можно начать со следующего небольшого упражнения.
Упражнение
Часто легче начать это упражнение, думая о близких для вас людях. Это дает вам хорошую возможность практиковаться, и затем применять его со своими клиентами и другими людьми. Немного попрактиковавшись, вы сможете использовать это упражнение в ключевой заключительный момент коучинговой коммуникации. Оно направлено на соединение вашего глубокого знания о личном саморазвитии и развитии других людей.
Найдите тихое место, где вы можете говорить громко вслух. Для практики, найдите фотографии дорогих для вас людей, или же просто визуализируйте их мысленно. Думайте об этом дорогом для вас человеке с точки зрения его или ее самых прекрасных и устойчивых качеств.
Рисунок 11.1. Логические уровни
Также визуализируйте треугольник логических уровней (см. рисунок 10.1). Легко научиться визуализировать простую треугольную форму логических уровней, затем мысленно помещать ее в качестве прозрачной структуры перед человеком, которого вы хотите признать (см. рисунок 11.1).
Образно повесьте уровни на вымышленный крючок перед человеком и просто начните говорить с ним, делая благодарные утверждения, начиная с вершины и двигаясь вниз. Вы обнаружите, что перемещение сверху вниз, от одного уровня к следующему будет течь естественно, когда вы направите свое внимание на выражение благодарности человеку. Этот процесс мы называем утверждением логического уровня, потому что он подобно водопаду природным образом струится вниз, создавая замечательный поток признания.
Несколько следующих примеров помогут вам научиться использовать такую форму признания. По мере того как вы говорите, следуйте структуре логических уровней сверху вниз, по крайней мере, до уровня действий. К примеру, испытайте силу этого признания, выраженного в заключительном предложении, которое было использовано на реальной коучинговой сессии:
- (Идентичность): "Ух ты! Мне действительно сильно понравилось работать с вами сегодня. Вы очень энергичный и по-настоящему решительный человек".
- (Ценность): "Вы четко знаете, что для вас важно".
- (Возможность): "Стремитесь к цели, несмотря на все возникающие препятствия".
- (Действие): "Находите самый удачный способ их преодолеть".
- (Окружающие условия): "Ваша цель ведет к определенным результатам для общества и мира в целом. Потрясающе!".
Это легче, чем кажется на первый взгляд, потому что логические уровни формируют естественную форму признания подлинным способом. Все, что вы сознательно должны сделать, — найти что-нибудь уникальное и вдохновляющее в человеке на каждом из уровней. (Позже в работе с клиентами вы признаете человека по тем критериям, которые открылись за время сессии.) Теперь, будьте готовы обратиться к этому человеку устно, мысленно или на бумаге. Практикуйте это различными способами и исследуйте устную беседу, когда мысли приходят на ум. Используйте все уровни, обозначенные как в примере, так и в следующей схеме. Оценивайте в соответствии с каждым уровнем, начиная с вершины логических, перемещаясь вниз шаг за шагом. Будьте искренним, и общайтесь так, чтобы человек чувствовал поддержку в своих самых сильных стремлениях и ценностях. Разделите ценности человека и силу стремления к визуализированным результатам. Определите его место в мире.
Легкий способ сделать это — в устной форме или письменной закончить предложения, приведенные ниже.
- Выявляетесь... (Например, при обращении к близкому человеку: "Вы являетесь мужественным и дальнозорким человеком".)
- И это очень важно, потому что... (Продолжая обращаться к близкому человеку): "Это очень важно, потому что так замечательно наблюдать за тем, как вы создаете что-либо ценное для окружающих вас людей... "(Альтернативный вариант: "Очень важно то, кем вы являетесь...")
- Как вы развивали эти способности... (Продолжая обращаться к близкому человеку: "Так захватывающе то, как вы развиваете такие гибкие способности, которые теперь используете на практике".)
- Какие действия вы предпринимаете... (Продолжая обращаться к близкому человеку: "И действия, которые вы теперь предпринимаете, действительно имеют значение! Я вижу, как вы решительно двигаетесь вперед, оставаясь верным своим приоритетам".)
- Где и когда вы их предпринимаете... (Продолжая обращаться к близкому человеку "По мере того как вы с удовольствием приближаетесь к цели и принимаете меры, я очень рад, что у меня есть возможность наблюдать, каких результатов вы достигаете. Какое удовольствие!")
Краткое описание эффективных шагов на практике.
- Визуализируйте прозрачную логическую диаграмму уровней перед человеком, которому вы хотите выразить свое признание.
- Отметьте, в чем человек уникален и какое место он занимает в мире.
- Используйте "мысли новичка", чтобы развить собственную креативность: кто, почему, как, что, где и когда.
- Начните с самой вершины диаграммы логических уровней и завершите все предложения, сосредотачиваясь и кратко излагая самые прекрасные качества человека. Позвольте своей глубинной системе знания заканчивать каждое предложение уровней как можно более эффективно.
- Когда вы говорите, чувствуйте уважение, честь и привязанность по отношению к человеку, о котором идет речь, и позвольте этим эмоциям пропитать свой тон и все оттенки голоса. Вы должны говорить от всего сердца и позволять своему подлинному голосу нести сообщение. Так вы будете чувствовать себя естественно и непринужденно.
- Начинайте с самой вершины треугольника логических уровней и выбирайте свои варианты завершения предложений быстро и легко, двигаясь вниз, по крайней мере, до уровня действий.
- Наслаждайтесь человеком, когда говорите о нем.
Личный вклад коуча — помочь другим пробудить в себе гения, также подлинную веру в свои ценности и собственное развитие. Когда вы используете логические уровни признания в конце коучинговой сессии, вы предоставляете эффективную поддержку и помогаете углубить приверженность человека по отношению к стремлению достичь результата. Это возможность расправить паруса на корабле, на котором плывет клиент к своей мечте, и с удивительным изяществом ускорить его путешествие.