Несколько лет изучая восточную философию, религии и в особенности, суфизм, я увидела в коучинге знания и учения восточных мастеров, изложенные современным языком. Работа суфийского мастера с человеком всегда направлена на развитие, а методы и помощь варьируются в соответствии с природой и потенциальными возможностями ученика. Суфии наставляют: «Исследуйте ваши предположения, избегайте механистичности, отличайте ценности от навязчивых идей». Ведь реальная внутренняя сущность человека находится в плену предположений и убеждений, поверхностной обусловленности и внешнего окружения. Суфийскому мастеру приходиться делать все возможное для того, чтобы войти в контакт с внутренним глубинным Я и, взаимодействуя с ним, избегая и сводя на нет влияние препятствующих факторов, помочь человеку в самореализации.
Эмоции, идеи, мысли, желания и потребности необходимо упорядочить. Сделав это, человек приобретает в себе ничем не занятое пространство для творчества и развития, и этот первый шаг совершается в результате совместной работы учителя и ученика. Когда есть пространство и цели определены, настает время для их реализации.
Есть классическая суфийская история о короле, который отправлялся на войну. Он взял с собой все необходимое — от золота до оружия, от воинов до военных оркестров. По дороге он встретил мудреца, который сказал королю:
«Я знаю язык птиц и слышал, что они говорят о вашем величестве». Король спросил:
«А нравиться ли им, что я иду этим путем и обязательно добьюсь успеха?»
«Они в восторге, — ответил мудрец, — ибо говорят: «Этот король разрушит так много городов, что мы теперь на много лет вперед будем обеспечены множеством мест для гнезд в развалинах домов».
Цели не всегда оправдывают средства, а методы и способы достижения этих целей, могут принести вред не только окружению человека, но и ему самому.
Суфийского шейха, Бахауддина Накшбанда (14 век) называли Мастером Узоров. Он, видя человека, его способности, склонности, желания, окружение, направлял его, учитывая, как его активность подействует на других, как решение его задач поможет решить задачи других. Он рисовал «узор» его судьбы способом, который полезен для всех участвующих. Есть древняя история, пословица Накшбанди, об отце, который позвал своих детей из горящего дома. Когда они проигнорировали его зов, он крикнул, чтобы дети выбежали и забрали игрушки, которые он для них принес. И они мгновенно с радостью выбежали. У него не было никаких игрушек, но он спас им жизнь. Так мастер всегда ведет человека к цели доступными и экологичными средствами и говорит с ним на его языке.
Согласно учению суфия, Инайят Хана, каждый человек имеет свой тон, ритм, вибрацию. Когда человек «расстраивается» он теряет свое звучание, свою гармонию. На мой взгляд, коуч, как мастер, помогает человеку «настроиться», создать гармонию, зазвучать в своем ритме, на своей высоте и частоте. При медресе Улугбека, великого ученого, астронома, наряду с астрономией, математикой и другими точными науками, преподавали музыку. Музыканты этой медресе по внешнему виду человека могли определить его ноту звучания. Во время приема гостей, музыканты играли музыку в выбранной тональности «гостя» и создавали настрой. Человек попадал в унисон, гармонию, некий «поток» и раскрывался. Мастер или коуч своим состоянием, внимательным отношением к человеку создает такой «настрой» для раскрытия и внутренней свободы. В своей небольшой практике, я заметила, как использование фоновой музыки помогает задать необходимое состояние человеку или дать направление его мыслям. Также как и неподходящая мелодия может уводить человека, вызывая какие-то эмоции, мешающие виденью.
Один из инструментов суфиев — это обучающие истории, сказки, притчи. Суфии считают, что идея сможет проникнуть в обусловленный ум, только если она будет выражена так, что ей удастся проскользнуть сквозь завесу обусловленности. Шутки, рассказы и ссылки на высказывания великих людей, упоминание исторических моментов, представляют собой поразительный пример применения метода рассеивания, когда с помощью многопланового воздействия постепенно создается общая картина, с тем чтобы послание проникло в сознание человека. В своей коучинговой практике я увидела множество преимуществ использования подобных историй, мягко и ненавязчиво передающих какую-то мысль. Можно переключить внимание человека с его проблемы, расширить виденье, посмотреть на свою ситуацию со стороны или глазами персонажа. Но особенно подобные истории вдохновляют в процессе создания виденья, стирая ограничения и сомнения.
Не углубляясь дальше в суфизм, отмечу, что коучинг вошел в мою жизнь гармонично и легко, благодаря его принципам и подходам в работе с человеком. Для меня главное в работе с клиентом, увидеть совершенного и сильного человека со всеми необходимыми ему ресурсами и сделать так чтобы человек сам увидел и принял себя. Чтобы думая о своих целях, он не сравнивал себя с другими и не пытался быть похожим на кого-то успешного или мудрого. Я буду способствовать тому, чтобы он выглядел, чувствовал и действовал так, как может только он сам. Один мудрец как-то сказал: «В следующей жизни вас не спросят: «Почему вы не были таким, как этот человек?» Вас спросят: «Почему вы в действительности не были самим собой?»
Если человек знает, кто он и что он, можно начинать быть этим человеком, вместо того чтобы копировать идеи, поведение или облик кого-то другого. Тогда он по-настоящему сможет быть. Для меня честь быть причастной к процессу осознания человеком своей уникальности и своего совершенство. Это вызов моим творческим способностям создать вместе с таким человеком его собственный уникальный «узор» жизни. И моя задача быть Коучем, настоящим «Мастер Узоров».
Киселева Вера