Всем нам хорошо знакомы ситуации, когда есть обязательство и готовность выполнить некую творческую работу, но нет того «волшебного» состояния, в котором дела, как бы делаются сами собой, нет настроя, который бы легко и непринужденно помог войти в поток творчества и взлететь. Ты как будто бродишь впотьмах, как будто ищешь черную кошку в темной комнате, ты чувствуешь, ты знаешь, что она есть, но найти ее не получается.
И ты как будто продираешься, сквозь силу гравитации, которая не дает тебе воспарить над обыденностью в недосягаемые высоты, в беспредельность, сквозь привычки и цепи мировосприятия, которые, казалось бы, намертво держат тебя только лишь в границах дозволенного. И каждый раз тебе приходится искать и взращивать в себе тот источник, который потом ты назовешь вдохновением.
Но когда оно приходит… В такие минуты нет напряжения, натуги или сверхусилия, все становится ясно, просто и понятно, появляется ощущение какой-то неразрывной целостности и единства, полной душевной гармонии.
Вдохновение – это ядерный взрыв, импульс, который выталкивает тебя за границы дозволенного, в нашем обычном обывательском понимании; озарение, миг, когда, казалось бы, некий неуправляемый процесс внутри тебя высвобождает большое количество энергии; это вспышка, которая озаряет все, что до этого было в темноте, ты начинаешь ясно видеть даже то, о чем и не предполагал ранее, как будто в тебе пробуждается одновременно и ясновидение, и яснослышание, и ясночувствование, – и ты с легкостью решаешь задачи, которые еще вчера были для тебя недосягаемы и неведомы.
Вдохновение – это момент, когда ты перестаешь быть обывателем, момент, когда ты становишься творцом. Нет большей удачи, чем вдохновение. Вдохновение сладостно, пережив его однажды, – забыть невозможно, но ждать его, – бесперспективное занятие.
К сожалению, сплошь и рядом приходится сталкиваться с постоянной подменой понятий. Что только не называют вдохновением, – энтузиазм, душевный подъем, вовлеченность во что-то либо или в кого-либо, восторг и азарт. Во всех этих явлениях спусковым механизмом, запускающим цепочку ваших психоэмоциональных реакций, являются другие люди, то есть ваша деятельность не самостоятельна и не самодостаточна, она провоцируется внешними обстоятельствами и другими людьми, и тогда какой удел вы отвели себе?
И хотя каждый раз, когда необходимо искать вдохновение, не похож на предыдущий, все же можно найти некоторую закономерность.
1.Вдохновение никогда не бывает беспредметным и бесцельным, оно всегда связано с решением конкретной задачи, с достижением определенной цели. Для того, чтобы ядерная реакция внутри была запущена, вовне должен быть ориентир, энергоемкая задача, цель, вызов, которая одолеет инерцию, и вы снова «пробьете свой потолок». Сложная и энергоемкая задача или цель – твердый орешек, каверзный, сложный, хитроумный, трудный и головоломный, – это приз, некая «энергетическая капсула», ядро, которое и достается победителю.
2.И тут мы переходим к, пожалуй, главному вопросу: «А каково ваше отношение к этой задаче/цели?». Зачем вам ее решать, зачем достигать цели? На что вы рассчитываете, чего подспудно ожидаете, на что надеетесь, когда эта задача будет решена, а цель достигнута? Ради кого или чего вы взваливаете на себя этот труд? Признайтесь себе честно: эта задача/цель, средство получить нечто большее, важное, значимое от других? Или не утратить, потерять то, что уже есть? Какие чувства «рулят» вашим восприятием, когда вы думаете о цели/задачи? Мысли, о чем радуют вас больше: мысли о процессе или мысли о результате?
На Олимпиаду в Токио в 1964 году Валерий Брумель прилетел в не ресурсном состоянии, так как весь год гонялся за мировым рекордом, – за результатом, за успехом, за славой, признанием и деньгами, но не только ничего не достиг, а потерял даже то, что имел. Соперники не сомневались в его провале. На высоте, которую Брумель раньше брал чуть ли не с места, – он заваливает планку, вторая попытка – и то же самое. Остается последняя попытка. И тут к Брумелю подходит коллега по команде и между прочим говорит: «А ну-ка, Валера, покажи им, как нужно прыгать по-настоящему, легко и красиво». Другими словами, предлагает забыть о цели, результате, успехе и думать только о технике и красоте. И произошло чудо: Брумель мгновенно перестроился и взял не только эту высоту, но и все последующие тоже. И стал Олимпийским чемпионом.
3.Душевный дискомфорт, или Где искать задачу. Задачу Вы должны найти сами, в себе. Обычно ищут вовне и не угадывают.
Творец ищет внутри, задача она рождается из его неудовлетворенности, из дискомфорта, протеста, недовольства и даже раздражения, из желания познать себя, испытать и проверить себя, дойти до самой сути себя, он ищет свободу (себя), знание (не путать с информацией), смысл. И источником всей этой сложной гаммы чувств является он сам, непознанные грани внутреннего бытия. Потом он все материализует: чувство в мысль, мысль в материю.
Для обывателя источник всегда вовне – люди или обстоятельства, не важно, только «они» заставляют его двигаться, развиваться, шевелиться, расти, но никогда творить; выживать, но не жить. Другие, – это очки, через которые он видит мир, единственная дверь, которую он безошибочно находит, оказавшись перед множеством дверей.
Найденная в себе задача/цель вынуждает творца заниматься собою, и он – действуя, решая задачу, создавая новое, – переживает свои собственные чувства. Обыватель наслаждается чужими, – и не знает об этом. Невозможно представить, чтобы он добровольно проколол свой радужный шарик. Или можно?
4.Уровень ваших достижений зависит только от вас самих. Взаимоотношения между вашими верованиями и порождают вашу реальность. Каковы ваши притязания к жизни? Важно осмыслять и понимать ключевую истину: уровень ваших притязаний, – это не вы истинный, это то, что вы о себе думаете, либо полагаете, что так о себе думаете, поверив ситуации, в которой существуете и от которой зависимы, поверив мнению других, поверив своим как удачам, так и неудачам, – это ваша манера жить, это ваша привычка действовать. Это мираж, очнитесь.
Только действуя мы можем себя приумножить. Творчество – всегда впереди, это задача, которую еще только предстоит решить. Когда созданию нового сопутствует вдохновение и удовольствие, – в нем всегда аккумулирована энергия творца, энергия, которой потом смогут пользоваться другие люди.
Осознайте и сформулируйте свою задачу/цель, позвольте себе понять ее смысл и найти в себе ее животворный огонь. Пусть вам сопутствует кураж, достаточный, чтобы научиться действовать без оглядки на других и пусть вам достанет мужества дойди до конца. Жизнь – это процесс.
Автор: Анжела Ястреб (Профессиональный Коуч Международной Категории (PCC), Генеральный директор и идейный вдохновитель Академии Коучингового Мастерства WPG)
Статья опубликована в журнале Forbes Украина