Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто реально мешают нам в работе и дальнейшем развитии. Например, мы воспринимаем дополнительную нагрузку просто как уменьшение свободного времени, сложное обучение – как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас, сложного клиента или просто человека в общении – как источник нервотрепки. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому. И каждый из нас может помочь себе сам, взяв на вооружение привычку во всех не самых приятных для себя и зачастую стрессовых ситуациях использовать рефрейминг.
Давайте вспомним два понятия – «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» – в общем НАШ.
А шпион – «подлый», «гнусный», «хитрый»,– в общем, ВРАЖЕСКИЙ. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что и тот и другой занимаются сбором информации о враге в пользу противоположной стороны, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Итак, рефрейминг – это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, иногда противоположную. Он ни в коем случае не подразумевает обмана и абсурда, он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека.
Практически прием рефрейминга может применять несколькими способами.
- Найти в ситуации другую сторону, более позитивную.
- Например, проходя тренинг в те дни, когда могли бы продать больше и больше заработать, люди думают: «Вместо того чтобы зарабатывать, мы тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать».
- Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз ЗАТО.
- Действительно, сейчас очень напряженная работа, ЗАТО она позволит выполнить план.
- Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения.
- Да, тратишь много времени на это задание, но ведь, вспомни, два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.
Рефрейминг хорошо помогает и в частной жизни: ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно – еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам. Мы ни в коем случае не призываем к лакировке действительности, а только к тому, чтобы видеть самим и показывать своим сотрудникам ситуацию всесторонне. В первую очередь стоит руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Это действительно так. Можно вспомнить известную байку о том, как обувная фирма направила двух своих представителей в разные регионы Африки. Через неделю приходят два сообщения. Один представитель пишет: «Все пропало, бизнеса не будет, потому что все ходят босиком». Другой при тех же обстоятельствах сообщает: «Прекрасные перспективы, конкурентов нет, так что мы будем первыми, кто обует эту страну». В реальной жизни происходит то же самое.
Примеры рефрейминга
- Большая нагрузка.
- Чем больше занят, тем больше успеваешь.
- Учишься лучше ценить отдых.
- Учишься лучше планировать свое время.
- Если такая загрузка – явление временное, то можно думать о том, что потом, после того как выполните большую работу сейчас, будет легче.
- Больше загрузка – больше заработок (для тех, у кого сдельная оплата).
- Больше нагрузка – больше тренировка, быстрее повышается профессиональный уровень.
- Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.
- Трудный человек, с которым приходится работать.
- Тренинг профессионализма, конкретных навыков.
- Трудные люди часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.
- Урок на будущее.
- Воспитание терпимости, что пригодится в жизни вообще.
- Можно пожалеть, потому что трудные люди – как правило, люди с комплексами или проблемами.
- Можно найти что-то забавное в ситуации.
- Наконец есть чем похвастаться перед коллегами.
- Трудных клиентов обычно доверяют только опытным, значит, вас ценят.
Автор: Дмитрий Болдогоев и Светлана Владимировна Иванова,
Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели