Киев, ул. Саксаганского, 28
+38(067) 123-11-18; +38(095) 100-11-18; +38(073) 233-11-18 [email protected]
Академия Коуч-Мастерства
Образованием Пробуждая Сознание Людей к Творческой Реализации Предназначения!

 Ведущие мировые коучи и их направления

Список коучей

  1. Томас Леонард
  2. Тимоти Гэллуэй
  3. Сэр Джон Уитмор
  4. Майлз Дауни
  5. Дэвид Клаттербак
  6. Мэрилин Аткинсон
  7. Марша Рейнольдс
  8. Гита Беллин
  9. Макс Ландсберг
  10. Райнер Лессинг

Коучинг — достаточно молодое направление. Но статистика и исследования последних лет показывают, что коучинг сегодня является одной из самых быстрорастущих индустрий. Только в Америке людей, которые называют свою профессию «коуч», более 40 000. Часть из них объединена в международные организации (The International Coach Federation, the International Coaching Council and the Worldwide Association of Business Coaches), часть коучей действует самостоятельно. Используемых практик, методик, подходов, наверное, столько же, сколько самих коучей. Но кто из коучей является лучшим? Совершим небольшой обзор по наиболее популярным и авторитетным коучам в мире. Выбор лучших основан на том, с клиентами какого масштаба работает коуч, сколько времени коуч проработал с клиентами. На наш взгляд, именно эти показатели говорят об опыте коуча, о признанности и востребованности на рынке, поэтому в список не попали некоторые известные персоны, например авторы бестселлеров о коучинге, не имеющие клиентской базы. Итак, представляем десять специалистов — звезд мирового коучинга.

Коуч Томас Леонард

Thomas J. Leonard

(31.07.1955—11.02.2003)

«Развивайте свою личность больше, чем вы нуждаетесь»

 Cчитается одним из «отцов-основателей» коучинга. В 1980-х годах занимался финансовым консультированием своих клиентов (частных и корпоративных), оказывал услуги по финансовому сопровождению и планированию. В какой-то момент Леонард заметил, что наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более «личных» советов в области профессиональной жизни. Повторим, что это были люди состоятельные, по-американски удачливые, занимающие руководящие посты в бизнесе. Кто-то из этих клиентов Леонарда хотел узнать о новых «технологиях реагирования» на события в профессиональных ситуациях и научиться этим технологиям, кто-то мучился оттого, что всего уже достиг, и не знал при этом, как сформулировать себе цели дальнейшей жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся помочь этим людям. А чтобы «формализовать» услугу, принял название «коуч» — тренер. В 1992-м он основал Университет коучей, затем, в 1994-м,— Международную федерацию коучей, Международную ассоциацию сертифицированных коучей и проект CoachVille.com. Разработал 28 персональных и профессиональных программ, которые используются коучами во всем мире. Томас Леонард — автор 6 книг, выпущенных в 1998 году для коучей.

На одной ступеньке с Леонардом стоят имена таких авторов, как Тимоти Голви и Джон Уитмор, которые не только подхватили, но и развили идеи коучинга.

Коуч Тимоти Гэллуэй

Timothy W. Gallwey

«В спорте всегда было ясно, что отличные результаты требуют желания. Талант и ум без сердца никогда не победят»

Тимоти Гэллуэй также является идеологической предтечей коучинга. Во время работы инструктором по теннису Гэллуэю в голову пришла идея, которая звучит коротко и ясно: противник, находящийся в собственной голове, куда опаснее того, который по ту сторону сетки. Гэллуэй назвал это «внутренней игрой» (the inner game). Он заметил, что, доверяя экспертной оценке тренера, спортсмен сводит свою ответственность до уровня точного выполнения того, что спортсмену говорят.

В результате такого подхода страдает готовность ученика учиться и нести ответственность за это обучение. Поэтому в тренерстве вместо метода директивного руководства гораздо эффективнее использовать метод коучинга, задавания наводящих вопросов, которые активизируют внимание игрока только на нужных для победы аспектах. Значит, главная задача тренера (коуча) — помочь игроку преодолеть внутренние барьеры, устранить или смягчить внутренние препятствия.

Цель «внутренней игры», таким образом,— уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека. Коучинг основывается на «осознании, доверии и выборе», то есть на доверии неоценочному сознанию («Я 2» в терминологии Гэллуэя) и предоставлении первого права выбора в обучении самому ученику. В результате проявится природная способность человека учиться и тем самым самому добиваться эффективности.

Как оказалось, исследовать процессы обучения и перемен на примере спорта достаточно удобно благодаря ясности целей и возможности непосредственно наблюдать достижения. Большая разница между лучшими и худшими результатами очевидна, и ее нельзя объяснить исключительно отсутствием способностей. Различия напрямую связаны со способом обучения или осуществлением изменений в результативности. Дальнейшее применение метода внутренней игры в компаниях заключается в поиске наилучших способов управления изменениями.

Более того, Гэллуэй обнаружил, что коучинг оказывался наиболее эффективным в том случае, когда коуч не разбирался в виде спорта коучируемого, например, когда инструктор по лыжам коучировал игрока в гольф. В такой ситуации коуч был вынужден позволить спортсмену находить собственные решения и ответы. Эта мысль и легла в основу теории коучинга. А затем многие руководители компаний, а также любители поиграть в теннис и гольф поняли, что идеи Гэллуэя могут быть полезны и в бизнесе. Таким образом, Гэллуэй определил сущность коучинга: разблокировать потенциал человека и благодаря этому повысить эффективность деятельности.

В настоящее время Тим Гэллуэй — бизнес-тренер международного института Performance Consultants, основанного одним из последователей и учеников Гэллуэя — британским бизнес-тренером Джоном Уитмором.

Коуч Сэр Джон Уитмор

Sir John Whitmore

«Философия коучинга основана на убеждении, что любой человек может гораздо больше, чем кажется. Просто его способности скрыты, заблокированы внутренними проблемами. Скажем, страхом потерпеть неудачу. Убери страх — и деятельность человека, его деловые способности сразу улучшатся. Эту задачу и выполняет коучинг. Но не обучая новому, а, так сказать, расчищая внутренние завалы».

Основатель бизнес-направления в коучинге. В прошлом успешный автогонщик, Уитмор в течение долгих лет изучал психологию в США. После публикации его книги «Коучинг высокой эффективности» (Coaching for Performance), где рассказывается о возможностях коучинга в деловой среде и влиянии на эффективность работы людей, началось активное применение коучинга в бизнесе.

Уитмор разработал модель коучинга, получившyю название GROW (Goal — Цели; Reality — Реальность; Options/Opportunity — Выбор; Will/What Next — Воля). Эта модель описывает очень простой процесс, с помощью которого можно научиться работать в направлении достижения своих целей.

Первый шаг — это понимание целей, ранжирование их на ближнюю и долгосрочную перспективу. Понимание цели дает конкретные задачи, с которыми можно работать и получить свободу начать их выполнять. Для этого цели должны быть простыми, измеримыми, достижимыми, реалистичными, определенными по времени. Следующим шагом является ориентация в текущей обстановке. Здесь необходимо ответить на вопросы: где вы находитесь по отношению к своей цели? вы почти ее достигли или вы очень далеко? нужно ли вам разбить цель на более мелкие, более достижимые цели? Для этого может потребоваться только подробный и честный анализ того, где же вы находитесь. Это обеспечивает глубокое понимание местонахождения и дает прочный фундамент для понимания необходимых перемен. После определения своей цели и своей реальности задача состоит в том, чтобы узнать, как начать двигаться по направлению к достижению цели. Так может возникнуть один курс действий или может быть несколько альтернативных вариантов на выбор. Именно здесь происходит планирование и выработка стратегии. Последний шаг — изучение вариантов и принятие наилучшего решения для достижения своей цели, то есть конкретное определение, что делать, как, кто это будет делать.

Так, коучинг главным образом обосновался в США и Великобритании. В Великобритании на сегодняшний день существуют две организации, которые занимаются данным вопросом: Ассоциация профессиональных наблюдателей и коучей (APECS) и Европейский совет по коучингу и наставничеству (EMCC). В этой стране государство даже финансировало разработку стандартов и правил коучинга, а для того чтобы стать коучем, человек должен выдержать проверку на компетентность. Одним из наиболее известных британских коучей является Майлз Дауни — основатель Европейского совета по коучингу и наставничеству.

Коуч Майлз Дауни

Myles Downey

«В основе моего подхода лежит одна-единственная ключевая идея: люди имеют колоссальный потенциал — самостоятельно думать, планировать, действовать, творить, понимать и брать на себя ответственность. А если игроки не раскрывают свой потенциал полностью, нам надо определить, что именно его блокирует. Это просто!»

Майлз Дауни вслед за Джоном Уитмором разрабатывал концепцию бизнес-коучинга в терминологии «внутренней игры», в которой бизнес-коуч, как и в спорте, играет роль человека, способного мобилизовать ресурсы для достижения поставленной цели. Но Дауни дополняет эту теорию инновационным подходом к использованию коучинга в бизнесе и организационном развитии. Суть подхода Майлза Дауни заключается в применении недирективного коучинга. Концепция недирективного коучинга значит, что коуч не направляет человека и не дает совет, а наблюдает и, задавая вопросы, приводит к правильному решению. Собеседник проходит собственный путь ошибок. Задача бизнес-тренера лишь помочь сократить этот путь с помощью набора методик, направленных на развитие личности.

По мнению Майлза Дауни, директивный подход, в отличие от свободного от директив коучинга, имеет «встроенное» ограничение: коуч должен либо знать ответ, либо уметь найти. Недирективный коучинг может предложить бесконечное количество вариантов. Справедливость тезиса о том, что способность к обучению — залог выживания организации, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Автор утверждает, что достичь результатов в бизнесе путем обучения и развития сотрудников в процессе работы гораздо более ценно как для самих сотрудников, так и для менеджеров, коуча и всей организации.

Дауни убежден, что ежедневно людям, которые хотят сосредоточиться на решении важных вопросов, мешают внутренние стереотипы и комплексы: страх перед критикой коллег, отсутствие веры в собственные силы и многое другое. Отыскав путь решения проблемы самостоятельно, люди забывают о стереотипах и обретают уверенность. Иногда это единственное, что отделяет менеджера от поставленной цели.

Коуч Дэвид Клаттербак

David Clutterbuck

«Команды можно считать генетическим проявлением человечества, поскольку сотрудничество заложено в человеке»

Дэвид Клаттербак — второй в Великобритании топ-коуч. Он предложил рассмотреть фундаментальные способности человека, которые лежат и в основе командной работы. Клаттербак считает, что «Команды можно считать генетическим проявлением человечества, поскольку сотрудничество заложено в человеке». Так, командный коучинг — это умение ставить перед командой вопросы, поиск ответов на которые вызывает в команде позитивные изменения. Отличия командного коучинга от индивидуального — в вопросе конфиденциальности, затрагиваемом спектре проблем и области взаимодействий, в качестве и способе принятия решений.

Командный коучинг также предполагает совместную работу с подопечными. Данный подход заключается в том, чтобы превратить команду в самообучающуюся организацию, способную самостоятельно ставить задачи, находить пути и методы решения задач, приобретать необходимые для этого знания, управлять собой и проводить коучинг собственными силами. Для этого Клаттербак предлагает делить команды на небольшие группы, т. к. в командах более 7 человек делается меньше работы. Ответственность перекладывается на других, не устанавливается нужная для эффективной работы связь.

Отдельно Клаттербак также разработал технику «Вход — выход», которую можно использовать в коучинге. Эффективный коуч обязан изменить перспективу проблемы, точку зрения, задавая вопросы, расширять поле
для размышлений. Начинать следует с интеллектуальных рациональных вопросов, потом перейти на эмоциональные. Люди, как правило, имеют много эмоций, но зачастую не осознают их все, поскольку остальные перекрывает более сильная эмоция. Техника «вход — выход» помогает объяснить весь комплекс ощущений, эмоций по отношению к какой-то ситуации, понять полную реальную картину и помочь найти комфортное решение.

Коуч Мэрилин Аткинсон

Marilyn Atkinson

«Наша способность изменяться — это то, что делает нас людьми»

 Мэрилин Аткинсон — ученица уникального Мастера Милтона Эриксона, последовательница его идей, а также основатель и президент Международного Эриксоновского университета (Канада). Является автором нескольких системных коучинговых навыков и стратегий. Наибольшей популярностью пользуются концепции ориентированного на решения коучинга и трансформационный коучинг.

Мэрилин Аткинсон учит, что у каждого уже есть все необходимые ресурсы для того, чтобы реализовать задуманное. Нужно лишь правильно эти ресурсы освободить. Это можно сделать как при помощи профессионального коуча, так и самостоятельно. Так, у каждого человека есть внутренняя система, организованный внутренний диалог. Она ежеминутно накапливает сообщения, события, комментарии, поступающие из внешней среды. И когда человек начинает понимать, чего бы он действительно хотел в жизни, внутренняя система часто заглушает это ограничивающими убеждениями, являющимися результатом прошлого программирования. По мнению Мэрилин Аткинсон, чтобы вернуть открытую рамку и перестроить свои способности, необходимы трансформационные коучинговые разговоры. Трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы, вместо того чтобы говорить, что делать. В коучинге Аткинсон предлагает использовать именно силу глубоких вопросов, вместо того чтобы полагаться на предположения, суждения или советы.

Следующий способ достичь результатов — концентрировать внимание и ощущения на том, кем становится человек, а не на том, что человек преодолевает. В этом главная особенность эриксоновского коучинга, или коучинга, ориентированного на решение. Руководствуясь этим подходом, человек обнаруживает свою ответственность за результат и то, что решение задачи находится внутри самого человека. Следуя за Милтоном Эриксоном, Мэрилин Аткинсон утверждает, что самая большая проблема, которую мы обнаруживаем внутри себя, и есть та дверь, которая ведет к нашим самым большим способностям. Поэтому коучинг, направленный на результат, может помочь в решении проблемы, а также в нахождении своих истинных ценностей. Особенностью такого коучинга также является то, что действие происходит быстро, фокусируясь на цели и приводя к той точке, куда нужно попасть. Коуч лишь должен создавать формат, в рамках которого люди могут тестировать получаемый результат. Люди могут измерять, как что-то для них меняется, они могут сказать: «Да, я сделал, у меня получилось сделать то, что необходимо» — и этот результат измерим. Такой коучинг помогает прояснить, к той ли цели мы двигаемся, доходим ли мы до сути своей собственной жизни, до подлинно нашей сути.

Трансформационного подхода придерживается также известный коуч Марша Рейнольдс.

Коуч Марша Рейнольдс

Marcia Reynolds

«Легче изучать поведение и эмоции, чем менять их»

Марша Рейнольдс использует исследования мозга человека и искусство коучинга как основу для ускоренного достижения результатов. Рейнольдс известна как специалист в исследованиях реакций мозга. Она помогает людям понять, «почему они делают то, что делают». Таким образом, Марша дает людям возможность сделать лучший выбор и справляться со сложными ситуациями.

Один из способов помочь и понять заключается в изучении того, как люди обрабатывают информацию. К сожалению, сложность нашего мира служит возрастанию вероятности конкретного мышления вместо поддержки различных мнений. Невозможность прогнозирования подталкивает людей к тому, чтобы держаться за определенный набор верований и установок, который, по мнению людей, поможет воспринимать окружающую действительность.

Именно посредством изучения своих размышлений, вызовов и запросов люди узнают новые способы обработки информации и меняют свою точку зрения. Это требует изменений модели мышления людей от сиюминутной и тактической к стратегической и, наконец, глобальной. Марша Рейнольдс говорит, для того чтобы человек начал размышлять над своими системами верований и препятствий, должны присутствовать три фактора: готовность, желание и смелость. Без этих движущих сил человек по-прежнему остается в своих сферах мышления. Эволюция может произойти только тогда, когда люди перестанут исходить из прошлых суждений, разочарований и желаний и изменят свои установки, поведенческие модели и способы межличностного общения.

Таким образом, коуч должен регулярно направлять клиентов к вопросу о том, чем занимается их мозг. Хороший коуч сложные ситуации в простом виде доносит до конкретных мыслителей. После того как конкретный мыслитель «получает картинку», коуч помогает ему задуматься о диапазоне возможностей, которые могут быть истинными при интерпретации ситуации, если использовать вопросы «что, если…» и гипотетически подумать о возможных решениях и результатах, используя вопросы «что еще?..». Этот диалог должен помочь выявить расплывчатые предположения мыслителей, он применяется для принятия решений, которые в дальнейшем могут привести к видению ситуации в ином свете. Помогая другим, лучше следить за своими мыслями и быть хозяином своих реакций — это то, что коучи могут дать клиентам.

Коуч Гита Беллин

Gita Bellin

Гита Беллин использует метод личной трансформации, чтобы создать энергию для изменения культуры организации. Трансформация, по словам Беллин, является метаморфозой, то есть представляет собой совершенную необратимую перемену. Изменившийся человек, согласно концепции Беллин, не может вернуться к тому, кем он был раньше, потому что в течение преобразования происходит сдвиг в корневой точке зрения. Беллин уверена, что посредством наставничества, сочетания различных навыков межличностного общения, практик управления стрессом и личных методов мастерства можно помощь человеку развить чувство собственного достоинства, достичь аутентичности и качественных человеческих связей по кадровой линии. Чемпионы по изменению, как называет Гита Беллин людей, успешно прошедших трансформацию, получают навыки, которые позволяют перейти от индивидуального восприятия к состоянию ответственности за жизненный выбор, свои действия и, следовательно, к уровню высокой производительности.

Одним из основных направлений применительно к организациям является «сознательное лидерство», которое достигается через взаимодействие инструментов, методов и навыков, а также через личный опыт и понимание концепций. Здесь происходит тот же процесс, что и в случае с преобразованием личности. Применение коучинговых понятий и навыков в реальных ситуациях, по мнению Беллин, приводит сначала к решению текущих личных проблем, затем профессиональных и готовит лидеров для смены парадигмы от «командования и контроля» к сотрудничеству и сотворчеству. Лидер в этом понимании одновременно и коуч, и член команды.

Коуч Макс Ландсберг

Max Landsberg

«Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете»

Как и для многих других коучей, основная цель коучинга, по Ландсбергу,— помощь подопечному. Причем помощь должна осуществляться не односторонним потоком указаний либо инструкций, а динамичным взаимодействием коуча и подопечного. Но Макс Ландсберг расширяет это понимание и представляет коучинг следующим образом: «Коучинг призван повысить эффективность работы и усовершенствовать профессиональные навыки тех, кто работает с Вами». Неотъемлемые части такого коучинга — предоставление обратной связи, мотивирование и сила вопроса.

На основе коучинга Макс Ландсберг выстраивает собственную теорию мотивации успеха как отдельной личности, так и команды. И Макс Ландсберг дает практичный подход к работе с мотивацией, основанный на круге Победы: уверенность, рожденная видением (себя в желаемой точке будущего) за счет процесса погружения (сотворение новой реальности), приводит к определенным последствиям. Правильное и конструктивное восприятие обратной связи в итоге приведет на новый виток круга Победы, породив еще большую уверенность. Движение по кругу, вернее развитие по спирали Победы, создает и поддерживает мотивацию как внутри лидера, так и позволяет работать с мотивацией окружающих.

Ландсберг утверждает, что сегодня каждый руководитель, каждый менеджер по персоналу должен владеть навыками коуча, чтобы развивать своих сотрудников и помогать получать удовлетворение от работы. Менеджер-коуч также должен иметь адекватное представление о степени готовности своего подопечного к выполнению конкретной задачи в плане наличия желания и квалификации. Мастерство мотивации, утверждает Макс Ландсберг,— качество настоящего лидера. Ведь даже самый великий лидер не в состоянии сегодня в одиночку справиться со всем комплексом стоящих перед лидером задач, поэтому задачи лидера должны сводиться не просто к руководству своей командой, а к помощи каждому члену команды добиться максимальных результатов.

Коуч Райнер Лессинг

«Сейчас большой, просто зверский спрос на коучинг с привлечением животных, особенно хорошо идут занятия с акулами и лошадьми. С акулами, правда, дороже…»

В Германии слово «коуч» юридически не защищено, поэтому каждый желающий может написать его на своей визитной карточке. В результате в этой стране сейчас появились астрокоучи, коучи счастья, тантрические, кинезиологические и прочие наставники. Так появились достаточно оригинальные методики. Например, автор одной из них — Райнер Лессинг — коуч, который проводит занятия по особой методике. В его доме живут ручные волки, которых Лессинг вырастил. Изучение иерархических отношений в стае этих животных привело Лессинга к интересным выводам. Он не боится проводить смелые параллели между звериным сообществом и бизнесом и говорит, что отношения между волками походят на взаимодействие деловых людей. Позиционируя себя как коуч для руководителей (Executive Coach), он проводит занятия, которые стоят 950 евро с человека в час.

Подводя итоги, хотелось бы отметить несколько фактов, свидетельствующих о продуктивности и эффективности вышеперечисленных методов. Например, исследование, проведенное в 2001 году Manchester Consulting среди руководителей, прошедших программу коучинга, показало средний коэффициент окупаемости инвестиций в размере 5,7 от начального капиталовложения. Известно, что в корпоративном мире исполнительные директора обращались к коучам для повышения эффективности своей деятельности. Дэвид С. Поттрук, совместный исполнительный директор Charles Schwab, обратился к коучу за помощью в корректировке своего авторитарного стиля руководства. В государственном секторе секретарь министерства финансов Пол О'Нилл нанял коуч-менеджера, чтобы тот помог оживить закоснелую политику правительственного ведомства. Как показывают эти выдающиеся примеры, правильный коуч может помочь обнаружить недостаточно используемые сильные стороны, обрести новые навыки, сохранять целеустремленность, устранить белые пятна и справиться с новыми проблемами.

Автор: Наталья Яковлева
Источник:  журнал «Секретное дело»


Зарегистрируйся на «Мастер коуч-технологий» прямо сейчас!

2-5 апреля 2020

Киев, ул. Саксаганского, 28

850$ (за 1 модуль)

Выпускникам программы выдается сертификат "Профессионального коуча" ACSTH ICF

Узнать больше о тренинге «Мастер коуч-технологий»


УжасноПлохоНормальноХорошоСупер (Еще нет рейтинга)
Загрузка...