Чтобы помочь клиентам в достижении новых результатов, коучам необходимо поддерживать их в изучении и реализации новых моделей поведения, которые будут давать эти результаты. Это так просто и одновременно трудно. Каждый клиент имеет свой стиль восприятия; т.е., предпочтительный способ принятия и осмысления новой информации, принятия решения. Коучи, которые понимают, что требуется, чтобы сфокусировать внимание клиента, могут эффективно помогать им в достижении успеха.
Как мы воспринимаем информацию?
Наше восприятие происходит тогда, когда мы обрабатываем наш опыт и от того смысла, который мы выносим из него. Когда мы воспринимаем информацию, наше сознание продвигается через цикл вопросов и ответов. Существует четыре важных вопроса: почему, зачем, как и если.
- Почему? (Что-то случилось и это занимает ваше внимание)
- Почему это важно? Для меня? Для моей работы? Для других?
- Почему я должен обращать на это внимание?
- Что? ( Вы смотрите, размышляете и думаете про новую информацию, спрашиваете мнения специалиста.)
- Что думает эксперт про это?
- Какая информация мне доступна?
- Какие мне доступны ресурсы?
- Что я должен знать про это?
- Какие данные это подтверждают?
- Как? ( Вы начинаете действовать и опробовать новые вещи)
- Как я могу использовать это в реальном мире?
- Как это работает? Как я могу сделать эту работу?
- Как я могу это применять?
- Если? (Вы оцениваете результаты ваших действий, корректируете и выбираете то, что вам подходит)
- Если я успешен в применение этого, то какие изменения я должен произвести для изменения моей окружающей среды?
- Что если я попытаюсь сделать это по-другому? Если я это сделаю, что произойдет потом?
- Что, если я адаптировал это, чтобы заставить это работать на меня?
Распознание стиля восприятия клиента
Есть четыре основных стиля восприятия, которые представлены как модель 4МАТ Маккарти. В основе этой модели комбинация метафоры Пола Торранса о полушарности мозга и модели когнитивных стилей Колба. Согласно данной модели - существует 4 стиля восприятия, в каждом из которых поднимается свой вопрос и имеются свои сильные стороны в процессе восприятия. Эти различные стили восприятия (описанные ниже) определяют, какие процессы восприятия клиент считает наиболее полезными и наиболее болезненными, а также воздействие, которое оказывает критический вопрос и на которое он сосредотачивает наибольшее внимание.
Тип 1
Разведчик/Наблюдающий
Конкретно-случайный – хочет знать, «Почему» он должен изучать это
- Должен быть лично вовлечен;
- Учится слушать и делиться идеями;
- Реалист;
- Заинтересован в людях и культуре;
- Функционирует через социальное взаимодействие;
- Человек идеи.
Сильные стороны: инновации и воображение
Цели: самостоятельно участвовать в важных вопросах, вносить разнообразие
Любимый вопрос: Почему?
Тип 2
Мыслитель/Наблюдатель
Абстрактно-последовательный – хочет знать, «Что» изучать
- Ищет и проверяет факты;
- Нуждается в мнении эксперта;
- Интересны идеи и концепции;
- Критикует информацию и собирает данные;
- Тщательный и трудолюбивый;
Сильные стороны: создание концепций и моделей
Цели: самоудовлетворение и интеллектуальное признание
Любимый вопрос: Что?
Тип 3
Мыслитель/Исполнитель
Конкретно-последовательный – хочет знать, «Как» применять изучаемое
- Ищет практичность;
- Надо знать, как все работает;
- Учится тестировать теории, используя практические методы;
- Редактирует реальность;
- Использует фактические данные для создания концепций;
- Наслаждается, используя опыт;
- Решает проблемы;
- Нуждается в коррекции «реальной жизни»;
Сильные стороны: практическое воплощение идеи
Цели: привлечение внимания на настоящее, чтобы понять, как поступать в будущем
Любимый вопрос: Как?
Тип 4
Разведчик/Исполнитель
Абстрактно-случайный – спрашивает «Если» это верно, как я могу это изменить, чтобы применять.
- Исследует скрытые возможности;
- Изучает методом проб и ошибок, самооткрытием;
- Обогащает реальность;
- Адаптируется к изменениям и наслаждатся ими;
- Наслаждается разнообразностью и умением быть гибким;
- Любит рисковать;
- Часто делает точные выводы без логики;
Сильные стороны: действие, осуществление планов
Цели: позволить этому случится
Любимый вопрос: Что если?
КОУЧИНГ ДЛЯ КАЖДОГО СТИЛЯ ВОСПРИЯТИЯ
Изучите типы личностей относительно стилей восприятия, для того чтобы во время коуч сессий правильно подбирать вопросы для клиентов, понимать их возможности и стремления:
Тип 1 (Разведчик/Наблюдающий)
Вопросы: Мотивируйте размышление о личном опыте, задав вопросы, такие как, “Когда вы имели подобный опыт …” или, “Вспомните как вы чувствовали себя, в то время когда у вас был тот опыт”
Возможности обучения: обратная связь после упражнений, самооценивание, ведение дневника, групповое обучение.
Поддержание интереса: Поощряйте их, чтобы перейти от размышлений к действию.
Тип 2 (Мыслитель/Наблюдатель)
Вопросы: Задавайте вопросы, которые помогут вашему клиенту видеть примеры и модели для понимания. Например, вы могли бы спросить: "Что случилось? Что в этом подходе было сделано верно? Что бы вы сделали по-другому, если подобная ситуация снова повторилась? "
Возможности обучения: модели, механизмы, формальные классы, статьи
Поддержание интереса: Поощряйте их принимать решения в отсутствие всей информации.
Тип 3 (Мыслитель/Исполнитель)
Вопросы: Задавайте вопросы, которые будут стимулировать клиента исследовать путь от идеи к достижению результата, такие как, "Если вы собираетесь двигаться в этом направлении, то какими будут ваши первые шаги?" или "Какой подход вы использовали в прошлом, который помогал вам достичь подобных результатов? "
Возможности обучения: практические занятия, ролевые игры, решение сложных заданий.
Поддержание интереса: Поощряйте их в обдумывание всех возможных вариантов, прежде чем начать их исполнять.
Тип 4 (Разведчик/Исполнитель)
Вопросы: Вопросы нацеленные на адаптационные и визуальные возможности клиента. Задавайте вопросы, такие как: "В идеальном мире, какой результат вы бы хотели увидеть?" Или "Если бы вы могли выбрать одну цель и двигаться по направлению к ней последовательно, шаг за шагом, какую стратегию поведение вы выбрали бы?"
Возможности обучения: рабочие задания, пищу для размышлений контента (видео, статьи, книги), самообразования, эксперимент ("Что бы вы могли попробовать сделать ...?")
Поддержание интереса: Поощряйте их, чтобы сосредоточиться на фиксации и реализации.
Создание результатов начинается с фиксирования пристального внимания клиента и поддержания внимания к новым способам мышления и поведения с течением времени. Коуч может приспособиться под стиль клиента, в целях достижения наиболее эффективного результата.
Жанин О'Нил-Блекуэлл (президент и главный исполнительный директор 4MAT 4BUSINESS)
Перевод статьи из блога ICF